На первую страницу раздела

Путешествие по Южной Карелии

ВЕЛОПУТЕШЕСТВИЕ

Покатушка на Толвоярви

Суоярви – Вегарус – оз. Толвоярви – Вяртсиля – Рускеала – Ляскеля – Леппясилта – водопад Белые столбы – Койриноя – Питкяранта

16 – 19 июля 2005 года. Велопоход 1 к.с.

Увеличенные фотографии на этой странице открываются в отдельном окне. Для ускорения и удобства просмотра, по возможности, расположите оба окна параллельно на рабочем столе и сохраняйте их открытыми.

Подробные тех. данные и схему маршрута,
а также расписания автобусов и т.п. см. в конце отчета.

Отчет о прохождении практически того же маршрута (но в обратном направлении) в июне 2006 года, в котором подробно прокомментирован участок маршрута между Суйстамо и оз. Толвоярви, позволяющий попасть на Толвоярви через оз. Куйккаярви, минуя приграничный поселок Вяртсиля и 30-тикилометровый участок дороги, идущей вдоль государственной границы с Финляндией можно посмотреть здесь. Еще два отчета о велопутешествиях по Южной Карелии в 2003-м и 2005-м годах: вдп. Кивач - оз. Андронино - Ладога - Сортавала - Выборг      
и
Питкяранта – Койриноя – водопад Белые столбы (Юканкоски) на р. Кулисмайоки – оз. Андронино – Леппясюрья – Питкяранта см. по ссылкам.

Все замечания и комментарии относительно отражения местности на карте, в отчете даются по "Региональному атласу Республики Карелия", издания 2002 года.

Пролистать все фотографии
страницы подряд можно здесь

Удивительно, но в 12 часах от Москвы еще остаются водоемы, где за несколько дней можно не встретить ни одной человеческой души...

Часть 1. Петрозаводск – Толвоярви
Часть 2. Мраморные карьеры и водопады Рускеалы
Часть 3. Северо-восточная Ладога – водопад Белые Столбы

Впереди были четыре дня настоящего спортивного похода, четыре дня бесконечных скоростных спусков и затяжных подъемов, четыре дня испытаний на выносливость и силу воли. Но залом в этих тренировках нам была ...нетронутая карельская природа, крышей - белоснежная вата кучевых облаков, а свежесть в жаркие дни нам дарили изумрудные карельские озера, окруженные бесконечным хороводом о чем-то шепчущихся лесов...

К сожалению, "фотоохота" на Толвоярви оказалась довольно скромной: темп движения не позволял особенно долго мечтать-расслабляться, в то же время, если кто-то решит воспользоваться этим отчетом для организации нового похода, думаю, получит предельно полную информацию и о состоянии дороги, и о тех красотах Толвоярви и Рускеалы, ощущения от которых мало поддаются алгоритмизации и слабо передаются даже посредством самых "навороченных" фотокамер :)) Отправляясь в эти края, обратите внимание на рельеф местности!!! Его хорошо видно на карте и на фотографиях. Здесь нет ровных участков: любая дорога – это ПОСТОЯННЫЕ спуски и подъемы, и интегральный показатель набора высоты здесь очень высок!!!



Павел Козлов. Вдохновитель и организатор данной авантюры.

Павел Козлов

Вдохновитель и организатор данной авантюры

Артем Чуприна

Штурман и механик
в одном лице

Ольга Колос

 

Денис Лихачев

 

Сергей Раков

 



Несколько слов об истории Северного Приладожья. (Источник: veslo.ru) Территория района осваивалась человеком в течение многих тысячелетий. Первоначально заселена еще в эпоху мезолита, примерно 8 тыс. лет назад племенами охотников и рыболовов. Поселения были связаны исключительно с берегами. Начиная с конца первого тысячелетия здесь проживало древнекарельское население "корела". Историческая судьба Северного Приладожья связана с Россией, Швецией и Финляндией. Как исконно русская земля, Питкяранта входила в состав Никольско-Сердобольского погоста Карельского уезда. Первое упоминание о селении Питкяранта в переписной окладной книге Вотской пятины Великого Новгорода относится к 1500 году. Основными занятиями населения было земледелие и промыслы. Уже в конце XVI века Северное Приладожье отличалось высоким уровнем аграрного освоения – сельхозугодия занимали до 3-5% от площади отдельных погостов, а население практически полностью отказалось от занятий охотой. Этому способствовали благоприятный климат и плодородные почвы. Пограничное положение региона становилось причиной нередких опустошений в годы войн между Швецией и Россией. Согласно Столбовскому договору 1617 года, все Северное Приладожье отошло к Швеции. Со шведским присутствием связан один из самых старых исторических объектов района – "Варашев камень", установленный в 1618 году на Варецком мысу близ деревни Погранкондуши в качестве порубежного знака (там же находится ещё один пограничный камень, обозначавший старую границу между СССР и Финляндией 1917–1940 г.г.). В результате поражения Швеции в Северной войне, согласно Ништадтскому миру, Питкяранта вошла в состав России. В 1812 году согласно манифесту императора Александра I Выборгская губерния (западная часть Северного Приладожья) вошла в автономное Великое княжество Финляндское и почти на полтора века попала под управление финнов. Лишь в 1940 году, в результате кровопролитной советско-финской войны, эта территория была возвращена России. Во время Великой Отечественной Войны на территории Питкярантского и Суоярвского районов шли упорные бои во время заключительного этапа Свирско-Петрозаводской операции войск Карельского фронта в 1944 году. Следы двух прошедших по этим местам войн – многочисленные траншеи, воронки, остатки оборонительных сооружений и по берегам рек Уксунйоки, Лоймоланйоки, Колласйоки, где проходила линия Маннергейма, и шли наиболее упорные бои, на карте обозначено немало братских могил.

Интересна история с плотинами, остатки которых являются основами трёх из пяти падунов на р.Уксунйоки. Широкая известность и расцвет Северного Приладожья наступают в XIX столетии, связанные с геологическими изысканиями, когда со строительства первых горных заводов и строительством горняцких поселков началось разрастание деревни Питкяранта, которая становится селом, так как в селении была построена Вознесенская церковь. Начало освоения питкярантских руд было положено в 1814 году с исследования медных руд на горе Аласуомяки, где в 30-е годы XIX века был заложен рудник по добыче не только медной руды, но, позднее, и оловянной, и в 1842 году произошла первая в европейской части России плавка олова. Например, в 1856г. в районе Питкяранты было добыто 144 тонны олова и 16 тонн меди. На водопаде Койриноя была построена плотина, от неё вода по двум водопроводным лоткам направлялась на вододействующие колеса фабрики по промывке руды, привозимой из питкярантских рудников и олово-медеплавильной фабрики. Питкярантские рудники продолжали действовать до начала 50-х годов XX столетия. В Суоярви из болот добывали, как писал А.Альфтан, капитан Генерального штаба и автор книги "Материалы для статистики Финляндии", "отличную железную руду". Во второй половине XIX века и в XX столетии в прибрежных районах Ладожского озера начинается развитие лесной промышленности, были построены лесопильные заводы в Койриноя. На реке Янисйоки в 1904 году была построена бумажная фабрика на пороге Хямекоски. В настоящее время от фабрики сохранились плотина и электростанция. Бумагоделательная фабрика в поселке Ляскеля работает и в наше время, там все еще функционирует немецкая бумагоделательная машина 1901 года. Таким образом, можно сделать вывод о том, что с середины XIX века до, по крайней мере, 1917г., основой экономического расцвета Северного Приладожье явились горнодобывающая и лесообрабатывающая промышленность, базировавшаяся на водопадах рек, которые при этом могли оставаться и в первозданном виде. Исходя из этого, можно предположить, что на плотинах р.Уксунйоки были расположены небольшие заводы по первичной обработке леса и руды, и разрушенные при широко известной кампании по укрупнению хозяйств.

Часть 1. Петрозаводск – Толвоярви

День первый. 16 июля.     Петрозаводск. Суоярви – Вегарус – оз. Ягляярви

Надо сказать, что Петрозаводск оставил у меня довольно посредственное впечатление: смотреть там, кроме набережной, нечего и не на что, хотя город, собственно и не заявляет себя как центр исторических достопримечательностей, а служит, скорее, центральным транзитным пунктом в сообщении с другими карельскими городами и поселками. Сообщение это, кстати сказать, довольно четкое. Расписание движения автобусов от автовокзала Петрозаводска по состоянию на июль 2005 года можно посмотреть здесь (лист1) и здесь (лист2).

Набережная Петрозаводска, действительно, оформлена со вкусом и нестандартно, судите сами:

Скульпторы явно неравнодушны к русалкам :))

А это памятник для далеких потомков. Названия не видел, но должно звучать так: "В КАРЕЛИИ КОГДА-ТО БЫЛО МНОГО ЛЕСА... а потом сюда пришли люди..." Фотокомментраии будут ниже.

Другие достопримечательности города:

Поскольку на путешествие нам было отпущено лишь 4 дня, то асфальтовый участок Петрозаводск - Суоярви нам пришлось подброситься на маршрутке (это такие автобусы у них ходят :)), на которую нам без проблем продали все остававшиеся 9 из 14 мест, где мы благополучно разместились вместе с байками. Это нам обошлось около 900 руб. на пятерых. Таксисты рядом с вокзалом просят до Суоярви не меньше 1500 руб. При этом полугрузовых ГАЗелек у них нет.

Когда мы, наконец, загрузили в маршрутку все байки, оказалось, что она явно не собирается ехать куда бы то ни было :)) Ну, что делать? Пришлось помочь. :))

В Суоярви все подобные "автобусы" и вообще всё с пассажирами встречают дяди в гражданском, показывают удостоверения Погранслужбы и спрашивают: кто, куда и зачем. Перед выездом мы оформили Маршрутную книжку от Московского турклуба, куда я "на всякий пожарный" вписал номера и серии паспортов всех участников. Дяде этого оказалось вполне достаточно, хоть он и поворчал, что в Петрозаводске надо было оформить разрешение в Отделении погранслужбы, но кроме этого ворчания ничего не предпринял, сказав, для пущей важности, что на 30-ти километровый участок перед Вяртсиля, на дороге, идущей от Толвоярви, нас все равно не пустят без такого разрешения и что там все очень строго и серьезно, и что там вообще настоящая погранзона, и что нарушение режима погранзоны карается крупными штрафами и чуть не по 500 рублей с каждого и чуть не за каждый километр, и...

Ну, короче, такую бодягу развел, что хоть садись обратно в маршрутку и езжай в Петрозаводск...

Но запихивать обратно байки нам как-то не приглянулось, а потому, докупив все необходимое в ближайшем магазине (кстати с продуктами в магазинах в Суоярви все отлично начиная от тушенки и заканчивая спиртными напитками и выпечкой, даже лучше чем в центре Петрозаводска, магазины работают до 20 часов, поэтому закупки можно вполне делать здесь, а не тащить все подряд из Петрозаводска), около 17.00 мы выехали в направлении Вегаруса.

Для справки: поворот на Вегарус обозначен на трассе указателем.

В этот день мы купались во всех озерах, встречавшихся нам по дороге. Озерцо, обозначенное на карте в паре километров к северу от протоки между озерами Салонъярви и Суоярви (в местечке Каратсалми) безумно теплое, но с трясинистыми берегами и илистым дном, а в самом озере Суоярви, последние четыре километра перед поворотом на Вегарус вода прохладная, зато дно песчаное.

Вегарус проскочили быстро и направились в сторону озера Ягляярви. (Здесь ВНИМАНИЕ!!! ДОРОГА И ПОВОРОТ С ОСНОВНОЙ ДОРОГИ НА ЯГЛЯЯРВИ и далее на ТОЛВОЯРВИ НА КАРТЕ-ДВУХКИЛОМЕТРОВКЕ ОБОЗНАЧЕН АБСОЛЮТНО ВЕРНО!!!). Оба поворота (и срезка, и следующий за ним через километр поворот) в реальности расположены именно так, как показаны на карте, причем основная дорога (такой она была на момент написания отчета) идет на северо-запад, к северо-восточной оконечности Ягляярви, а нужные нам уходят влево: срезка - влево и вперед, причем с подъемом вверх (она отворачивает в сосновом лесу, выглядит как второстепенная). Второй из возможных поворотов (если срезку пропустили) находится на открытом участке - это не поле, просто небольшая полянка. Здесь нужная нам отворотка уходит влево и чуть назад с маленьким подъемом вверх, она тоже больше похожа на второстепенную. Главная дорога в этом месте без поворотов продолжает свое направление на северо-запад. Мы свернули именно здесь. Проехав от этого места прямо на юг ок. 2км, как показано на карте, поворачиваем направо, дальше дорога без особых сложностей. Заночевали на берегу оз. Ягляярви. Если ехать с картой, то Ягляярви легко угадать по грунтовке, отходящей вправо от основной дороги за 200 метров до озера и правильно обозначенной на карте (двухкилометровке). На этой грунтовке примерно через 1 км от развилки есть место, возможное для стоянки 5-6 человек, но низкое, а потому не лучшее. Метров через 300 от развилки уже по главной дороге справа есть неплохое место для стоянки, на высоком берегу здесь мы и встали (стоянка не у самой дороги, а еще метров 100 направо, и съезд туда заметить довольно трудно). Идеальное местечко для стоянки мы обнаружили на следующее утро, км в 1,5 от того места где наша дорога подошла к Ягляярви (от вышеупомянутой отворотки направо). Здесь замечательный вид на озеро, высокие и светлые сосны и оборудованная стоянка со столиком. (В отношении этого места при "разборе полетов" возникли некоторые сомнения: так что на наличие стоянки именно в 1,5 км от отворотки у Ягляярви не стоит полагаться со 100% уверенностью. По заметкам Артема прекрасная стоянка есть при выходе дороги к оз. Хиетаярви, это 6 км от отворотки у Ягляярви или 2 км от крестообразного перекрестка (см. по карте)).

День второй. 17 июля.     Оз. Ягляярви – оз. Толвоярви – поворот на Вяртсиля (в районе оз. Мутанен) – р. Юуванйоки

С места стоянки наc стремительно выгоняли комары, а потому, надеясь поскорее добраться до Толвоярви и искупаться там, мы уже около 10.30 покинули стоянку, шустро позавтракав всухомятку с остатками холодного вечернего чая.

День обещал быть нежарким, что не могло не радовать меня и Артема, хорошо помнивших тепловые удары 2003 года. Надо сказать, что вся дорога от поворота на Вегарус вдоль Толвоярви и до 30-ти километрового приграничного участка просто идеальная: как правило это хорошо утрамбованный грунт, долго не раскисающий в период дождей, с минимальным слоем песка и без гравия, местами виден незначительно выступающий из земли булыжник. Обочины практически отсутствуют, поэтому даже в самое жаркое время вероятность схватить на ней тепловой удар минимальна: дорога всегда в тени деревьев. Ехать - одно удовольствие, если, конечно, не обращать внимание на многочисленные и крупные вырубки, вид которых с болью возвращает в ужасную российскую действительность...

Вдоль всей цепи озер Толвоярви много замечательных оборудованных и необорудованных мест для стоянок, много мест, где можно просто полюбоваться видами и отдохнуть... С дамбы открываются потрясающие виды на озера.

На дамбе нас застал дождик, который мы благополучно переждали совместив ожидание с обедом.

Поворот на Вяртсиля находится в километре, не доезжая поселка Толвоярви (см. фото) (через поселок ни дорога на Райконкоски, ни дорога на Вяртсиля НЕ ПРОХОДЯТ!!! НА ДВУХКИЛОМЕТРОВКЕ НЕТОЧНОСТЬ!!!), поэтому в поселок мы не поехали, а повернули сразу на Вяртсиля, т.е направо от дороги, шедшей вдоль Толвоярви. Дорога прямо, судя по всему, идет на Райконкоски.

От Толвоярви до границы идет хорошая дорога, даже не прореженная кладбищами лесозаготовок, никаких "неожиданных" развилок-отвороток на ней нет. По мере приближения к границе внутреннее напряжение все больше нарастало: в случае проблем с погранцами возвращаться мы могли только обратно, в Суоярви, той же самой дорогой, поскольку вариант движения через Райконкоски не проходил в этом случае по времени. Решили ехать плотной группой (для создания ощущения организованности и законопослушности :)), пришлось даже пойти на жертвы и убрать подальше фотоаппарат, дабы особо не раздражать потенциально прятавшихся под каждой елкой пограничников :)). Километров через 13 после Толвоярви начали методично сверяться с картой, а погранцы все не показывались и не показывались... Я тем временем прокручивал в голове всякие варианты на предмет обхода потенциального погранпоста лесными тропинками и представлял себе прочие страшилки, мысля не иначе, чем настоящий шпион или нарушитель государственной границы, а Тёма, тем временем, нагонял на всех страху, рассказывая, что светит нам за нарушение режима погранзоны, да еще при наличии таких отягчающих обстоятельств как цифровые фотокамеры, имевшиеся у троих из нас :)). Последние несколько километров ехали, гадая, где расположен тот самый погранпоста, о котором нам говорил погранец в Суоярви: до перекрестка, обозначенного на двухкилометровке в районе оз. Мутанен, на нем или дальше по дороге на Вяртсиля.

Перекресток, разумеется, показался как и положено неожиданно:)) (хотя карта в этом месте абсолютно точна): после очередного подъемчика, причем в этом месте виднелась хорошо заметная безлесая полоса, в то время как последние километра четыре лес был очень плотный. Через несколько десятков метров стало понятно, что перед нами тот самый приграничный перекресток, с которого начинается идущая вдоль границы дорога на Вяртсиля. Чем ближе мы подъезжали к нему, тем непонятнее становилась ситуация: мы не видели никакого погранпоста, никаких шлагбаумов - только обычный перекресток на широченной прогалине. Я чуть выехал вперед, к опушке перед той самой безлесой полосой, откуда уже хорошо была видна дорога, ведущая вправо, к границе, и, посмотрев туда, невольно рассмеялся над всеми нашими страхами: погранпост был, был со шлагбаумом, с колючей проволокой (все как положено:))), но, во-первых, он был метрах в 100 за перекрестком, и не на дороге, ведущей в Вяртсиля, а на дороге, идущей к границе!!! (что вполне логично:)), а во-вторых, никаких "часовых" около этого погранпоста мы так и не увидели (видимо, посмотрев "Спокойной ночи, малыши!" они отправились спать и набираться сил предстоявшего им на следующий день отлова всех нарушителей госграницы :)). Мы не стали испытывать судьбу и в быстром темпе направились в сторону Вяртсиля. Теперь уже было смешно предполагать, что отсюда, даже если нас и засекут пограничники, нам предложат возвращаться в Толвоярви с повторным променадом вдоль границы, хотя фотоаппараты, от греха подальше, этим вечером решили уже не доставать.

Участок после поворота на Вяртсиля крайне холмистый и мы, проехав километров 13 от поворота и уже реально падая от усталости, ближе к полуночи остановились на ночевку на грунтовой отворотке в лес в сотне метров от дороги, не доезжая пару километров до моста через р. Юуванйоки. Стали мы с левой - с "российской" стороны - с правой вдоль всей дороги идет колючка. Первую машину, проехавшую по приграничной дороге, мы услышали только на следующий день около 8 утра.

Из неприятностей этой ночевки: в этом месте нас основательно заела мошка, причем не пропала она даже на следующее утро, когда уже стало основательно пригревать солнце. В других местах за это путешествие мошки мы, по счастью, не видели.

Есть вопросы? - Пишите!

Часть 2.   Мраморные карьеры и водопады Рускеалы
В Походы & путешествия
На первую страницу фотоальбома
На главную
Hosted by uCoz