На первую страницу раздела

Велопутешествие по Северному Кавказу

От Минвод до Краснодара

Минеральные воды. Пятигоск. Кисловодск. Перевал Гумбаши – Карачевск. Домбай. Алибек. Теберда. Туапсе – Джубга – Архипо-Осиповка – Пшада – Геленджик – Дивноморск – Джанхот. Горячий Ключ – Фанагорийская пещера – Краснодар

1 – 10 октября 2005 года

Если Вы хотите просто посмотреть увеличенные фотографии, не "тыкая" постоянно по превьюшкам, то Вам сюда.


Подробные тех. данные маршрута можно посмотреть в конце отчета, район путешествия – по клику на превьюшке ниже (маршрут отмечен красным, города и поселки, посещенные нами, подчеркнуты – синим).

Все ссылки на расписания поездов / автобусов, приводимые по ходу отчета, открываются в том же окне, что и увеличенные фотографии.

Идея и подготовка: Павел Козлов.

Участники: Денис Лихачев, Светлана aka Svetik, Павел Козлов aka Гарвей.

Часть 1. Пятигорск
Часть 2. Кисловодск. Перевал Гумбаши – Карачаевск
Часть 3. Домбай. Алибек – Теберда
Часть 4. От Туапсе до Геленджика
Часть 5. Фанагорийская пещера – Горячий Ключ – Краснодар
Технические данные

Часть 4. От Туапсе до Геленджика.

6-8 октября.     Туапсе – Ольгинка – Джубга – Архипо-Осиповка – Пшадский перевал – Михайловский перевал – Геленджик – Дивноморское – Джанхотский бор пицундской сосны – Джанхот Прасковеевка – мыс Идокопас (Скала "Парус") – Дивноморское. Геленджик

Карта маршрута по черноморскому поборежью. Туапсе - Геленджик. Горячий Ключ - Фанагорийская пещера.(Карта увеличивается по клику. "Вело"-участки обозначены синим пунктиром.)

Расписание движения электричек и поездов по станции Туапсе можно посмотреть здесь (лист 1), (лист 2), (лист 3) и здесь (лист 4)).

Ну, тут никаких особых приключений не было, а потому опишу коротко и концептуально. :)

Про море – тут и ребенок знает: на нем хорошо. То, что ребенок может не знать: оно соленое и на 6-8 октября теплое. По крайней мере, вылезать из воды не хотелось, а, находясь в ней, активно грести тоже было не обязательно: и так не замерзнешь :) Скажу для сравнения, что в даже в июле Ладога, да и другие карельские озера холоднее. Единственно, что создает маленький дискомф, так это то, что когда, наконец, решаешься вылезти из ласковой октябрьской водички, снаружи прохватывает холод от уже осеннего ветра, в остальном - exellent!

Про цены на жилье: в эти дни они составляли от 120 до 250 с человека за ночь. Это предполагало довольно приличную комнату с аккуратным общими на 3-4 комнаты санузлом и кухней. Но реально было найти и по-дешевле. Летом цены выше не более чем в 2 раза. На подъезде ко всем курортным городкам и поселкам крупные таблички с адресами и контактами "бюро по размещению отдыхающих".

Про дороги и трассу. Трасса от Туапсе на Геленджик на всем протяжении (кроме первых километров 20 от Туапсе - трехполосная и весьма комфортная. Загруженность ощущается только под Туапсе, дальше - ехать вполне приятно.) Двусот-, двухсот пятидесяти метровые перевальчики на море почему-то брались со значительно большим трудом чем 500-метровый взлет на Машук - наверное, потому что ехали с грузом :))

Про берег: от Туапсе до Джубги - сплошь платные пляжи, где их нет - берег сильно каменистый, подозреваю что и в этих местах летом от "дикарей" не протолкнуться. Архипка: пляж - галька, вход - б/п, Тоже самое относится и к Джанхону, и к Геленджику, и к Дивноморскому. На Идокопасе мне не понравилось по многим ощущениям, да и галечный пляж там очень короткий.

Итак, по порядку: из Туапсе выехали еще затемно, немного поплутав по городу, оказались на трассе. Первые км 10-12 мало того, что трасса узкая, она еще и с постоянными тягунами, причем на спусках из-за серпантинов и приличного траффика разогнаться невозможно. Ехать не очень приятно. Дальше - нормально. Искупались перед Ольгинкой, поехали дальше, искупались под Джубгой и в том же темпе – до Архипки.

Небуг (под Туапсе) Павел Козлов. Архипо-Осиповка Архипо-Осиповка. Ден. Архипо-Осиповка

На второй день был перегон до Геленджика. Посмотрели дольмены между Пшадой и Михайловским перевалом. В этом районе их много. Впечателение на меня произвело не сильное, да и какое-то странное ощущение новодела. Возможно я сильно ошибаюсь. В общем, в другой раз время на них я бы тратить не стал. В Геленджик приехали к вечеру. Прогулялись по набережной. Наблюдали чудесный закат.

От Архипки до Геленджика. Перевал Пшадский. От Архипки до Геленджика. Дольмены между Пшадой и Михайловским перевалом. От Архипки до Геленджика. Дольмены между Пшадой и Михайловским перевалом. От Архипки до Геленджика.  Впереди - Михайловский перевал. От Архипки до Геленджика. Геленджицкий взлет.

На набережной Геленджика.

Набережная Геленджика Набережная Геленджика Набережная Геленджика Набережная Геленджика

На следующий день с утра отправились налегке в Дивноморск, Джанхот и на Идокопас к скале "Парус". Бор пицундской сосны - удивительное по красоте место. Море здесь очень чистое и со скалистого берега хорошо видно дно. Попасть сюдя можно, если поехать из Дивноморского в Джанхот не по новой главной дороге, а по старой (на 2-хкилометровках она показана), или, проехав все Дивноморское до конца по новой дороге, свернуть за поселком направо на старую грунтовку (вторую по счету).

Павел Козлов. Джанхотский бор пицундской сосны. Джанхотский бор пицундской сосны

Мыс Идокопас и окрестности.

Мыс Идокопас Мыс Идокопас. Скала "Парус". Мыс Идокопас. Скала "Парус". Мыс Идокопас. Скала "Парус".

В Геленджик вернулись затемно, но все, кажется, остались довольны.

Ссылки на другие отчеты по Краснодарскому краю

Часть 5. К Фанагорийской пещере.

9 октября.     Горячий ключ – Фанагорийское – Фанагорийская пещера – Горячий ключ – Аэропорт Краснодара

Общую карту района Горячего Ключа см. в предыдущем разделе или здесь. ("Вело"-участки обозначены синим пунктиром.)

Подробная карта. Горячий Ключ. Фанагорийская пещера.(Карта "от Горячего Ключа к Фанагорийской пещере" увеличивается по клику. Прокомментированные участки обозначены точками.)

В Горячий ключ приехали автобусом из Геленджика (новый автовокзал). Расписание автобусов с автовокзала Геленджика можно посмотреть здесь. В течение часа определились с жильем, потом долго тормозили и около 14.00 выехали в направлении к пещере. Это было импровизированное путешествие, в том смысле что в Москве я не планировал сюда заезжать и, пожалуй, кроме названия, никакой информацией о пещере не располагал. В Фанагорийском узнали, что до самой пещеры еще пилить и пилить. Про дорогу: как проехать от Фанагорийского смотрите здесь. То есть, от Фанагорийского по той дороге, по которой приехали из Ключа, едем через все село, никуда не сворачивая и дальше 6 км (м.б. - 5) пилим по прямой. На этих 6 км нам встретится всего одно крупная развилка (см. карту), на ней мы продолжаем движение прямо. Еще на этом пути встретятся два мелких брода (вот они-то на карте не показаны :))). Через 6 км (точка 2) отворотка влево вниз. Нам сюда. Метров через 30 после поворота страва увидите старый деревянный мост. Наша дорога пересекат речку через брод, метрах в 20 левее моста. Дальше по этой дороге, никуда не сворачивая, около 7,8 км (по велокомпьютеру) до точки 1 (см. карту). Здесь дорога выйдет на поляну, которую пересекаем в направлении перпендикулярном дороге, переходим не меняя направления через крупный ручей по камням. Перед нами - короткое ущелье. От места перехода через ручей поднимаемся по правому склону ущелья резко вверх и метров через 25 видим вход в пещеру.

В Фанагорийском Ден неуверенно спросил: Паш, а мы в необорудованную пещеру полезем? Я в тот момент замял тему, не желая сеять разногласия в наши ряды, но про себя подумал: "Блин, если найдем, ну что ж мы смотреть что ль на нее будем???" Здесь же, не успел я еще снять фару со своего байка, как Ден уже пропал в тайнственной глубине черной дыры... Поколдовав над моим умирающим фонариком и заставив его еще немного поработать, направились вперед по извилистым корридорам...

Фанагорийская пещера Паша Козлов. Фанагорийская пещера Фанагорийская пещера Павел Козлов. Фанагорийская пещера

Только после получаса пребывания в пещере Ден, насытившись ощущением экстрима, предложил идти обратно. Я-то уже знал, что на улице нас будет ждать темнота...

В быстром темпе вылезли из пещеры и покатили в обратный путь. О том, что вымазались мы по самое "не хочу", пока добрались до Фанагорийского, рассказывать я не буду: кто ездил на байке по грунтовке, развезенной после недели проливных дождей - представит сам.

Ссылки на другие отчеты по Фанагорийской пещере

В Фанагорийском добрые краснодарцы на джипе ускорили наше возвращение, подкинув уставшего Svetik-а до Горячего Ключа, мы же с Деном, уже вдвоем, в быстром темпе покрутили своим ходом. Около 22.30 приехали. Перекусили куриным супчиком и вырубились до шести утра. На утро в великолепных лучах горячеключевского восхода отправились до аэропорта, куда почти без остановок докрутили по комфортной трассе 56 км за 2 часа 45 минут.

Рассвет в Горячем Ключе Рассвет в Горячем Ключе Рассвет в Горячем Ключе

С погрузкой байков в самолет не было никаких проблем. Самолет вылетел и прилетел во время. Получили багаж, порощались и разъехались по домам :)) Обратно ехали через ленинградскую ж-д., что не менее удобно, чем через Лобню.

Ден - изрядно потрепанный, но счастливый :))

Спасибо всем за компанию и поддержку! Ден, ну а тебе – grand special respect за весь Алибек и Турье озеро, в частности, и за то, что поддержал всю эту северокавказскую авантюру – без твоей поддержки не писал бы я сейчас этих строк, а грустно тупил бы в карту... :)))

Также хочу выразить огромную благодарность создателям сайтов http://budetinteresno.narod.ru и http://www.skitalets.ru за уникальные web-ресурсы с информацией о Северном Кавказе.

Технические данные

Дата Маршрут КМ Покрытие, примечания
( ~ )  
1 1.10 Аэропорт Минвод – ж-д. вокзал Минвод. Пятигорк. г. Машук. 35 Асфальт
2 2.10 Пятигорск. Кисловодск. 30 Асфальт. По городу.
3 3.10 Кисловодск. Перевал Гумбаши – Карачаевск. Домбай. 55 Асфальт.
4 4.10 Домбай – Аманауз – обратно. Домбай – оз.Турье – обратно. 23
Домбай – Аманауз - обратно. 6 Грунт. Пешком.
Домбай – альплагерь Алибек – оз. Турье – обратно. 17 Грейдер. Грунт. 7 - пешком.
 
5 5.10 Домбай – Теберда. Невинномысск. 33 Асфальт
6 6.10 Туапсе – Ольгинка – Джубга – Архипо-Осиповка 80 Асфальт
7 7.10 Архипо-Осиповка – Пшадский перевал – Михайловский перевал – Геленджик 70 Асфальт
8 8.10 Геленджик – Дивноморское – Джанхотский бор пицундской сосны – Джанхот – м. Идокопас – Дивноморское 75 Преимущественно асфальт
9 9.10 Горячий Ключ – Фанагорийское – Фанагорийская пещера – обратно 80 16 - мокрый и разъзженный грунт, 14 - грейдер, остальное - асфальт. Из 80 много накрутили по самому Горячему Ключу.
10 10.10 Горячий Ключ – Адыгейск – Аэропорт Краснодара 56 Асфальт.
  ИТОГО за 10 дней (по велокомпьютеру): 537  


Схема маршрута

(увеличивается по клику)

Участки веломаршрута помечены красной полосой, узловые населенные пункты подчеркнуты синим. Места ночевок: Пятигорск, Кисловодстк, Домбай, Архипо-Осиповка, Геленджик, Горячий Ключ.

Бюджет путешествия в расчете на 1 участника

Авиабилеты (Москва - Минводы) + (Краснодар - Москва): 3400 руб. (подарок от Аэрофлота. Обычная цена - 6000 руб. )

Проживание всего за 8 ночевок: 1300 руб.

Такси: 350 руб.

Поезд, электрички, автобусы: 700 руб.

Питание всего за 9 дней (1 раз в день полноценный обед в кафе, остальное - у хозяев или перекусы): 2300 руб.

Итого: 8050руб.

Ссылки на другие отчеты по этому району:

Есть вопросы? - Пишите!

К началу отчета
В Походы & путешествия
На первую страницу фотоальбома
На главную
Hosted by uCoz