На первую страницу раздела
Если Вы хотите просто посмотреть увеличенные фотографии, не "тыкая" постоянно по превьюшкам, то Вам сюда.
Подробные тех. данные маршрута можно посмотреть в конце отчета, район путешествия по клику на превьюшке ниже (маршрут отмечен красным, города и поселки, посещенные нами, подчеркнуты синим).
Все ссылки на расписания поездов / автобусов, приводимые по ходу отчета, открываются в том же окне, что и увеличенные фотографии.
Идея и подготовка: Павел Козлов.
Участники: Денис Лихачев, Светлана aka Svetik, Павел Козлов aka Гарвей.
6-8 октября. Туапсе Ольгинка Джубга Архипо-Осиповка Пшадский перевал Михайловский перевал Геленджик Дивноморское Джанхотский бор пицундской сосны Джанхот Прасковеевка мыс Идокопас (Скала "Парус") Дивноморское. Геленджик
(Карта увеличивается по клику. "Вело"-участки обозначены синим пунктиром.)
Расписание движения электричек и поездов по станции Туапсе можно посмотреть здесь (лист 1), (лист 2), (лист 3) и здесь (лист 4)).
Ну, тут никаких особых приключений не было, а потому опишу коротко и концептуально. :)
Про море тут и ребенок знает: на нем хорошо. То, что ребенок может не знать: оно соленое и на 6-8 октября теплое. По крайней мере, вылезать из воды не хотелось, а, находясь в ней, активно грести тоже было не обязательно: и так не замерзнешь :) Скажу для сравнения, что в даже в июле Ладога, да и другие карельские озера холоднее. Единственно, что создает маленький дискомф, так это то, что когда, наконец, решаешься вылезти из ласковой октябрьской водички, снаружи прохватывает холод от уже осеннего ветра, в остальном - exellent!
Про цены на жилье: в эти дни они составляли от 120 до 250 с человека за ночь. Это предполагало довольно приличную комнату с аккуратным общими на 3-4 комнаты санузлом и кухней. Но реально было найти и по-дешевле. Летом цены выше не более чем в 2 раза. На подъезде ко всем курортным городкам и поселкам крупные таблички с адресами и контактами "бюро по размещению отдыхающих".
Про дороги и трассу. Трасса от Туапсе на Геленджик на всем протяжении (кроме первых километров 20 от Туапсе - трехполосная и весьма комфортная. Загруженность ощущается только под Туапсе, дальше - ехать вполне приятно.) Двусот-, двухсот пятидесяти метровые перевальчики на море почему-то брались со значительно большим трудом чем 500-метровый взлет на Машук - наверное, потому что ехали с грузом :))
Про берег: от Туапсе до Джубги - сплошь платные пляжи, где их нет - берег сильно каменистый, подозреваю что и в этих местах летом от "дикарей" не протолкнуться. Архипка: пляж - галька, вход - б/п, Тоже самое относится и к Джанхону, и к Геленджику, и к Дивноморскому. На Идокопасе мне не понравилось по многим ощущениям, да и галечный пляж там очень короткий.
Итак, по порядку: из Туапсе выехали еще затемно, немного поплутав по городу, оказались на трассе. Первые км 10-12 мало того, что трасса узкая, она еще и с постоянными тягунами, причем на спусках из-за серпантинов и приличного траффика разогнаться невозможно. Ехать не очень приятно. Дальше - нормально. Искупались перед Ольгинкой, поехали дальше, искупались под Джубгой и в том же темпе до Архипки.
На второй день был перегон до Геленджика. Посмотрели дольмены между Пшадой и Михайловским перевалом. В этом районе их много. Впечателение на меня произвело не сильное, да и какое-то странное ощущение новодела. Возможно я сильно ошибаюсь. В общем, в другой раз время на них я бы тратить не стал. В Геленджик приехали к вечеру. Прогулялись по набережной. Наблюдали чудесный закат.
На набережной Геленджика.
На следующий день с утра отправились налегке в Дивноморск, Джанхот и на Идокопас к скале "Парус". Бор пицундской сосны - удивительное по красоте место. Море здесь очень чистое и со скалистого берега хорошо видно дно. Попасть сюдя можно, если поехать из Дивноморского в Джанхот не по новой главной дороге, а по старой (на 2-хкилометровках она показана), или, проехав все Дивноморское до конца по новой дороге, свернуть за поселком направо на старую грунтовку (вторую по счету).
Мыс Идокопас и окрестности.
В Геленджик вернулись затемно, но все, кажется, остались довольны.
budetinteresno.narod.ru/mount.htm - концептуальное и качественное описание районов Северного и Центрального Кавказа.
http://budetinteresno.narod.ru/kk.htm - подробный и качественный перечень природный достопримечательностей Краснодарского края.
http://budetinteresno.narod.ru/kk2.htm - несложные, но интересные варианты маршрутов по Краснодарскому краю.
http://budetinteresno.narod.ru/phada.htm - дольмены Пшады - как найти.
Несложный горный велопоход по Краснодарскому краю - Краснодар – Горячий ключ – Фанагорийское – Каменномостский – т/б Лаго-Наки – пер. Азишский – пер. Майкопский – Лазоревское – Туапсе – Геленджик.
9 октября. Горячий ключ Фанагорийское Фанагорийская пещера Горячий ключ Аэропорт Краснодара
Общую карту района Горячего Ключа см. в предыдущем разделе или здесь. ("Вело"-участки обозначены синим пунктиром.)
(Карта "от Горячего Ключа к Фанагорийской пещере" увеличивается по клику. Прокомментированные участки обозначены точками.)
В Горячий ключ приехали автобусом из Геленджика (новый автовокзал). Расписание автобусов с автовокзала Геленджика можно посмотреть здесь. В течение часа определились с жильем, потом долго тормозили и около 14.00 выехали в направлении к пещере. Это было импровизированное путешествие, в том смысле что в Москве я не планировал сюда заезжать и, пожалуй, кроме названия, никакой информацией о пещере не располагал. В Фанагорийском узнали, что до самой пещеры еще пилить и пилить. Про дорогу: как проехать от Фанагорийского смотрите здесь. То есть, от Фанагорийского по той дороге, по которой приехали из Ключа, едем через все село, никуда не сворачивая и дальше 6 км (м.б. - 5) пилим по прямой. На этих 6 км нам встретится всего одно крупная развилка (см. карту), на ней мы продолжаем движение прямо. Еще на этом пути встретятся два мелких брода (вот они-то на карте не показаны :))). Через 6 км (точка 2) отворотка влево вниз. Нам сюда. Метров через 30 после поворота страва увидите старый деревянный мост. Наша дорога пересекат речку через брод, метрах в 20 левее моста. Дальше по этой дороге, никуда не сворачивая, около 7,8 км (по велокомпьютеру) до точки 1 (см. карту). Здесь дорога выйдет на поляну, которую пересекаем в направлении перпендикулярном дороге, переходим не меняя направления через крупный ручей по камням. Перед нами - короткое ущелье. От места перехода через ручей поднимаемся по правому склону ущелья резко вверх и метров через 25 видим вход в пещеру.
В Фанагорийском Ден неуверенно спросил: Паш, а мы в необорудованную пещеру полезем? Я в тот момент замял тему, не желая сеять разногласия в наши ряды, но про себя подумал: "Блин, если найдем, ну что ж мы смотреть что ль на нее будем???" Здесь же, не успел я еще снять фару со своего байка, как Ден уже пропал в тайнственной глубине черной дыры... Поколдовав над моим умирающим фонариком и заставив его еще немного поработать, направились вперед по извилистым корридорам...
Только после получаса пребывания в пещере Ден, насытившись ощущением экстрима, предложил идти обратно. Я-то уже знал, что на улице нас будет ждать темнота...
В быстром темпе вылезли из пещеры и покатили в обратный путь. О том, что вымазались мы по самое "не хочу", пока добрались до Фанагорийского, рассказывать я не буду: кто ездил на байке по грунтовке, развезенной после недели проливных дождей - представит сам.
http://www.x-team.ru/?Filtr8=1&Filtr9=1&Filtr11=1&Filtr14=1&Filtr15=1&Filtr19=1&Filtr7=1&PointerPlacesView&ID=48 - научная характеристика Фанагорийской пещеры.
http://journey.by.ru/fan/fan.htm - Фанагорийка-Бурлаченкова щель-Аюкский водопад-Б.Фанагорийская пещера-щель Кислицово-р.Чепси-15м водопад "Кесух" на боковом притоке - Фанагорийка. Отчет о пешем походе.
В Фанагорийском добрые краснодарцы на джипе ускорили наше возвращение, подкинув уставшего Svetik-а до Горячего Ключа, мы же с Деном, уже вдвоем, в быстром темпе покрутили своим ходом. Около 22.30 приехали. Перекусили куриным супчиком и вырубились до шести утра. На утро в великолепных лучах горячеключевского восхода отправились до аэропорта, куда почти без остановок докрутили по комфортной трассе 56 км за 2 часа 45 минут.
С погрузкой байков в самолет не было никаких проблем. Самолет вылетел и прилетел во время. Получили багаж, порощались и разъехались по домам :)) Обратно ехали через ленинградскую ж-д., что не менее удобно, чем через Лобню.
Спасибо всем за компанию и поддержку! Ден, ну а тебе grand special respect за весь Алибек и Турье озеро, в частности, и за то, что поддержал всю эту северокавказскую авантюру без твоей поддержки не писал бы я сейчас этих строк, а грустно тупил бы в карту... :)))
Также хочу выразить огромную благодарность создателям сайтов http://budetinteresno.narod.ru и http://www.skitalets.ru за уникальные web-ресурсы с информацией о Северном Кавказе.
Технические данные
Дата | Маршрут | КМ | Покрытие, примечания | |
( ~ ) | ||||
1 | 1.10 | Аэропорт Минвод ж-д. вокзал Минвод. Пятигорк. г. Машук. | 35 | Асфальт |
2 | 2.10 | Пятигорск. Кисловодск. | 30 | Асфальт. По городу. |
3 | 3.10 | Кисловодск. Перевал Гумбаши Карачаевск. Домбай. | 55 | Асфальт. |
4 | 4.10 | Домбай Аманауз обратно. Домбай оз.Турье обратно. | 23 | |
Домбай Аманауз - обратно. | 6 | Грунт. Пешком. | ||
Домбай альплагерь Алибек оз. Турье обратно. | 17 | Грейдер. Грунт. 7 - пешком. | ||
5 | 5.10 | Домбай Теберда. Невинномысск. | 33 | Асфальт |
6 | 6.10 | Туапсе Ольгинка Джубга Архипо-Осиповка | 80 | Асфальт |
7 | 7.10 | Архипо-Осиповка Пшадский перевал Михайловский перевал Геленджик | 70 | Асфальт |
8 | 8.10 | Геленджик Дивноморское Джанхотский бор пицундской сосны Джанхот м. Идокопас Дивноморское | 75 | Преимущественно асфальт |
9 | 9.10 | Горячий Ключ Фанагорийское Фанагорийская пещера обратно | 80 | 16 - мокрый и разъзженный грунт, 14 - грейдер, остальное - асфальт. Из 80 много накрутили по самому Горячему Ключу. |
10 | 10.10 | Горячий Ключ Адыгейск Аэропорт Краснодара | 56 | Асфальт. |
ИТОГО за 10 дней (по велокомпьютеру): | 537 |
Участки веломаршрута помечены красной полосой, узловые населенные пункты подчеркнуты синим. Места ночевок: Пятигорск, Кисловодстк, Домбай, Архипо-Осиповка, Геленджик, Горячий Ключ.
Авиабилеты (Москва - Минводы) + (Краснодар - Москва): 3400 руб. (подарок от Аэрофлота. Обычная цена - 6000 руб. )
Проживание всего за 8 ночевок: 1300 руб.
Такси: 350 руб.
Поезд, электрички, автобусы: 700 руб.
Питание всего за 9 дней (1 раз в день полноценный обед в кафе, остальное - у хозяев или перекусы): 2300 руб.
Итого: 8050руб.
http://budetinteresno.narod.ru/spisok.htm - уникальный сайт с ОГРОМНЫМ количеством информации по Северному Кавказу.
http://www.skitalets.ru - то же самое можно сказать и об этом сайте.