На первую страницу раздела

Велопутешествие по Южной Карелии

К водопадам Северного Приладожья

Питкяранта – Койриноя – водопад Белые столбы (Юканкоски) – оз. Андронино – Леппясюрья – Суйстамо – Алатту – Ляскеля – Импилахти – Леппясилта – Койриноя – Питкяранта

10 – 12 сентября 2005 года

Перейти к полной версии отчета

Первые два путешествия в Карелию: на Толвоярви и Мраморные карьеры и вдп. Кивач - оз. Андронино - Ладога - Сортавала - Выборг см. по ссылкам.

Несколько слов об истории Северного Приладожья.

Увеличенные фотографии на этой странице открываются в отдельном окне. Для ускорения и удобства просмотра, не закрывайте окно с увеличенной фотографией, тогда каждая следующая – будет отображаться в нем же. Перемещаться между окнами можно при помощи "мыши" или сочетания клавиш "Alt + Tab".

При планировании маршрута были использованы материалы, подготовленные Константином Бекетовым - сайт "Диагональный мир".

Подробные тех. данные маршрута и информацию по заброске / выброске с маршрута можно посмотреть в конце отчета, подробную схему маршрута – здесь (700 кБ - маршрут отмечен синим, места, описанные в отчете - красным), район путешествия – по клику на превьюшке справа (маршрут отмечен красным).

Все замечания и комментарии относительно отражения местности на карте, в отчете даются по "Региональному атласу Республики Карелия", издание 2002 года.

Фотозарисовки: Svetik, Alik, Денис, Юля, Гарвей.

Идея и организация: Павел Козлов.

Участники: Денис Лихачев, Юля, Светлана aka Svetik, Вячеслав Жук, Виталий, Олег aka Alik, Аня, Андрей Боровских, Павел Козлов aka Гарвей.

Часть 1. Питкяранта – вдп. Белые столбы – оз. Андронино
Часть 2. Р. Янисйоки – Импилахти – Питкяранта

А вода в тех краях завораживает не только своей чистотой и бесконечным спокойствием, но и буйной, восторженной, свободолюбивой игрой бурлящих и пенящихся потоков...

Озеро Андронино Водопады Северного Приладожься, конечно же, лучше смотреть до середины лета, когда воды в них много и встреча с этой водной стихией несет не только визуальное наслаждение, но и милую телу прохладу, а воображению - невероятные полеты в мир сказок и иллюзий. Но и в осенний погожий день в этом краю есть своя, непередаваемая прелесть - прелесть дикой, спокойной от летней суеты и зноя природы, прелесть игры осенних красок, прелесть тихой грибной охоты, холодных осенних утренников и теплого, ласкающего, но не палящего солнца, прелесть дремлющего, задумчивого леса и еще не остывшей воды... Счастливого вам путешествия! :)) И, пожалуйста, будьте аккуратны в лесу: будьте чуткими гостями, не лишайте красоты тех, кто будет рядом с вами и тех, кто придет после вас.

Часть 1. Питкяранта – вдп. Белые столбы – оз. Андронино.

День первый. 10 сентября.     Питкяранта – Койриноя – шивера на р. Сюскюяйоки – вдп. Белые столбы на р. Кулисмайоки – оз. Андронино

К обеду 10 сентября мы благополучно разгрузились-собрались в Питкяранте, пополнили запасы провианта в ближайшем к ж.д. вокзалу магазине и покатили на север по шоссе в сторону Сортавалы. Добрые питкярантцы рассказали нам, что в самом конце города, не доезжая чуть больше километра до щебнедродильного (кажется) завода, по правую сторону от шоссе появилось неплохое кафе, услугами которого мы и воспользовались. Все наелись и остались довольны.

Около 14.00 дружненько покатили в сторону деревни Койриноя, где ожидали увидеть первый водоскат на реке Койринйоки с дамбой финской постройки.

Питкяранта - Койриноя Питкяранта - Койриноя

Увидели. Для начала - впечатляет. Водоскат находится на краю поселка по левую сторону от шоссе. Проще всего его найти, если, проехав табличку с названием деревни, около первой автобусной остановки уйти по грунтовочке влево от шоссе. Она (метров через 400), пройдя через всю деревню, выводит к водоскату.

[Точка 2 на схеме] Водоскат в деревне Койриноя.

водоскат в деревне Койриноя водоскат в деревне Койриноя

В Койриное нам рассказали, что от предыдущей автобусной остановки (если ехать со стороны Питкяранты, то чуть более 1 км не доезжая до Койринои) влево от шоссе тоже отходит грунтовка, которая через 200 метров приводит еще к одному водоскату на Койринйоки, куда на обратном пути успели заскочить Олег с Аней. Вот их фотографии:

[Точка 1 на схеме] Водопад на р. Койринйоки в 1,5 км ниже по течению деревни Койриноя.

водопад на р. Койринйоки в 1,5 км ниже по течению деревни Койриноя водопад на р. Койринйоки в 1,5 км ниже по течению деревни Койриноя

От Койринои, не теряя времени, покатили по Сортавальскому шоссе к шивере на реке Сюскюяйоки. На этом участке дорога проходит между огромными по карельским масштабам скальными выходоми, и хотя перепады высот сразу же дают о себе знать, тягунов здесь нет вообще. Шиверы на реке Сюскюяйоки это, конечно, не водопад, но никто о потраченном времени не пожалел, на меня же это местечко произвело наибольшее впечатление из всех водных достопримечательностей нашего похода. Найти шиверу можно так: за пос.Койриноя прямо уходит Сортавальское шоссе, направо - дорога на Суоярви - нам сюда. Через 3-4 км еще одна развилка (см. фото), слева монумент "Крест Скорби". Направо уходит дорога на Петрозаводск (асфальт), прямо - на Суоярви (грейдер).

По грейдеру на Суоярви через 4 км подъезжаем к дачному пос. на берегу р.Сюскюяйоки. От основной дороги к поселку отходит маленькая грунтовка, по которой едем, никуда не сворачивая, до самого конца поселка (метров 350). Здесь уже видна река и слышен шум течения. Отсюда вниз по реке спускаемся около 800-1000 метров до шиверы. Вдоль реки идет тропинка, но от самого дачного поселка ее найти нелегко: она выходит из поселка метров за 70 до последней линии домов.

[Точка 3 на схеме] Шивера на реке Сюскюяйоки.

Шивера на реке Сюскюяйоки Шивера на реке Сюскюяйоки

Дальше отправляемся на водопад Юканкоски, он же - водопад Белые столбы, он же - водопад Белые мосты, он же - водопад Белый шум, он же - водопад на реке Кулисмайоки, он же - самый высокий (12-15 м) водопад Северного Приладожья. Даю описание по К. Бекетову, частично мною скорректированное. Сразу оговорюсь: дорога к этому водопаду на двухкидометровке показана полностью, т.е его не надо искать где-нибудь в лесу: к самому водопаду подходит обозначенная на карте грунтовка.

[Точка 4 на схеме] Водопад Юканкоски на реке Кулисмайоки.

Водопад Юканкоски на реке Кулисмайоки. Белые столбы. Водопад Юканкоски на реке Кулисмайоки. Белые столбы. Водопад Юканкоски на реке Кулисмайоки. Белые столбы.

Описание дороги со стороны пос. Леппясилта, что на Сортавальском шоссе в 20 км от Питкяранты. Если ехать со стороны Питкяранты, то сразу за ж/д мостом, под которым проходит шоссе, вправо отворачивает широкая грунтовка. Через 4000 м (по велокомпьютеру) развилка, влево-вверх отходит дорога на север, на Леппясюрья. Вправо - наша дорога. Едем по ней, не обращая внимания на мелкие отвороты и озеро Руокоярви слева по ходу, и, выехав на довольно большое поле, обнаруживаем на нем вторую по счету средненького качества дорогу, отворачивающую от основной налево, на север. От развилки на Леппясюрья до этого места 5200 метров, от Сортавальского шоссе - 9200. (Обратите внимание! На поле это ВТОРАЯ ГРУНТОВКА, уходящая влево.) Едем по этой грунтовке до ближайшей развилки около 800 метров (эта развилка обозначена на карте). Нам по дороге, уходящей вправо вверх. Эта дорога уже окончательно выводит к водопаду примерно через 2300 метров. Таким образом, всего от шоссе 12800 м. Перед спуском к реке небольшое поле с развалинами фермы, отсюда уже слышен рев падающей воды. Высота водопада около 15 м, это рекорд для Приладожья и всей Южной Карелии.

Описание дороги со стороны шоссе Питкяранта - Суоярви. Едем по этому шоссе со стороны Питкяранты; на 10-м километре (см. по километражным столбикам на щоссе) обнаруживаем отворотку влево (обозначена на карте), идущую в сторону р. Кулисмайоки. От дачного поселка с шиверой [Точка 3 на схеме] эта отворотка - километрах в трех с половиной. После поворота едем по основной грунтовке прямо около 5,5 км, не обращая внимания на мелкие отворотки, до моста через Кулисмайоки, проезжаем его и через километр с небольшим выезжаем на поле. Здесь после небольшого, но довольно крутого подъема обнаруживаем первую на поле отворотку вправо. Едем по ней до ближайшей развилки около 800 метров (эта развилка обозначена на карте). Здесь нам по дороге, уходящей вправо вверх. Эта дорога выводит к водопаду примерно через 2300 метров.

Вода на Юканкоски в это время года малая, а потому, быстренько насытив жажду фототворчества, через оз. Руокоярви поехали на место запланированной ночевки на оз. Андронино, что в 9 км от Леппясилты по дороге на Леппясюрью.

По дороге от Юканкоски По дороге от Юканкоски

[Точка 5 на схеме] Озеро Руокоярви. Ближайший к дороге берег слегка заболочен. Но дальше от дороги можно найти неплохие места для стоянки.

Озеро Руокоярви Озеро Руокоярви Озеро Руокоярви Озеро Руокоярви

[Точка 7 на схеме] Озеро Андронино.

Озеро Андронино Озеро Андронино Озеро Андронино Озеро Андронино

Озеро АндрониноАндронино - удивительное по красоте лесное озеро. Здесь сколь угодно долго можно любоваться игрой света, красок зелени и воды. У ближайшей к Леппясилте его оконечности расположены довольно высокие скалы, с которых сквозь стволы сосен яроко просвечивавет водная гладь.

У северной оконечности озера есть хорошая стоянка, от которой совсем недалеко до водопада. Проехать к стоянке можно так: если ехать от Леппясилты, то после того как справа от дороги первый раз покажется озеро нужно проехать еще 3 км, вправо здесь уходит хорошо заметная грунтовка, по ней никуда не сворачивая около 1,5 км до стоянки, которая появится справа от нашей грунтовки (именно со стоянки вновь можно будет увидеть озеро). Метров через 50 за стоянкой по нашей грунтовке будет мостик через ручей Хямяляйсеноя, вытекающей из Андронина. На этом ручье (метрах в 400 ниже по течению) и расположен водопад. Добраться до него можно как по левому так и по правому берегу.

На пути к водопаду.

[Точка 6 на схеме] Водопад близ озера Андронино.

Водопад близ озера Андронино  на ручье Хямяляйсеноя Водопад близ озера Андронино  на ручье Хямяляйсеноя Водопад близ озера Андронино Водопад близ озера Андронино

Часть 2. Р. Янисйоки – Импилахти – Питкяранта.

День второй. 11 сентября.     оз. Андронино – Леппясюрья – Суйстамо – Алатту – Харлу – оз. в 4 км к Ю.-В. от Харлу

Собирались бессовестно долго. По очереди ходили к водопаду. Выехали во втором часу дня. Удивительно тепло, но не жарко. Ехать одно удовольствие! Осень ощущается лишь подсознанием: перед глазами карельское лето, дарящее тишину и прохладу. И ни одного комарика!!!!!!!!!!!

Едем через Леппясюрью до Суйстамо. Дорога очень красивая! Перед деревней Леппясюрья заглядываем на полузаброшенное кладбище. Странное ощущение: кладбище словно в диком лесу: сплошь заросло деревьями и мхом, из под которого в причудливой игре света и теней виднеются древние островки отполированного гранита... Холодящее ощущение сырости. Тишина. Закрываем калитку и задумчиво покидаем это место вечного покоя.

И вот мы уже в деревне Леппясюрья.

В Суйстамо становится очевидно, на на Янисъярви заехать не успеем. А очень хотелось! Вот фотография Янисъярви из отчета Константина Бекетова.

[Точка 8 на схеме] Озеро Янисъярви.

Озеро Янисъярви

Направляемся в сторону Алатту. Славик с Андреем в надежде увидеть Янисъярви в районе истока р. Янисйоки улетают вперед и ... пропускают поворот на Хямекоски. Облом :( На мосту через Янисйоки в Хемякоски ждем их. Вскоре появляются.

Янисйоки в Хямекоски. Янисйоки в Хямекоски. Ожидание. Мост через Янисйоки в Хямекоски. Янисйоки в Хямекоски.

[Точка 9 на схеме] Плотина ГЭС в Хямекоски.

Едем искать старую ГЭС, но, не спросив у местных, пропускам нужный поворот и улетаем далеко за поселок. Возвращаться некогда. Видимо Хямекоски придется посетить еще раз: помимо плотины ГЭС стоит обязательно посмотреть ж-д мост через Янисъойки, что в километре вниз по течению от истока реки, говорят, это уникальный по своей красоте финский виадук. К ГЭС же проехать можно так: от моста через Янисйоки (правый берег) ехать прямо по дороге около 500 метров. Здесь будет хорошо заметная отворотка влево вниз. Именно она и приведет к плотине.

От Хямекоски до Ляскеля идет хорошая грунтовка, с которой часто виден Янис. Несколько интересных в архитектурном плане ж-д мостов. В Харлу ГЭС ничего интересного из себя не представляет.

[Точка 10 на схеме] Ж.-д. мост, изображенный на следующей фотографии.

Ж-д мост близ Хямекоски. Харлу. Плотина ГЭС в Харлу. Плотина ГЭС в Харлу. Ж-д мост в Харлу.

[Точка 11 на схеме] Ж.-д. мост в Харлу.

Ж-д мост в Харлу. Ж-д мост в Харлу.

А вот с поиском стоянки для ночлега после Хямекоски у нас возникли серьезные проблемы. Единственное, что мы нашли - было озеро в 4 км. к Ю-В от Харлу (2,5 км от Харлу на юг по дороге на Рауталахти и здесь перед крутым спуском будет малозаметная грунтовка влево как раз напротив хорошо укатанной грунтовки вправо. Нам на левую, восточную грунтовку, которая, теряясь в поле выведет на еще одну укатанную грунтоку, ведущую к озеру. Озеро, надо сказать, довольно-таки труднодоступно, да и палатки нам пришлось ставить на высоком холме, куда добраться было совсем не легко).

День третий. 12 сентября.     Оз. в 4 км к Ю.-В. от Харлу – Ляскеля – Импилахти – Леппясилта – Питкяранта.

[Точка 12 на схеме] Место нашей ночевки.

С утра выдвинулись довольно рано, но вскоре растянулись. Лишь ненадолго остановились у водосброса в Ляскеля.

[Точка 13 на схеме] Водосброс в Ляскеля.

Довольно быстро преодолели Ляскельский тягун (спуск начинается еще в Ляскеля и тянется до самого русла реки, а дальше идет постоянный подъем до Керисюрьи, в обратном направлении все наоборот :))). Денис с Юлей и Виталиком поехали по новой дороге (срезка в объезд Импилахти) на Питкяранту, остальные - по грейдеру через Импилахти. В Импилахти приехали около 14.00. Время поджимало: в Питкяранте нужно было быть не позже 17.00. Быстро поехали по правому берегу залива. Проехали за деревню Кирконкюля - около 3,5 км от Импилахти. Здесь отличный гладкого мрамора каменный пласт, уходящий в залив. Мне наконец-то удалось, впервые за три дня, поплавать! Вода довольно холодная, но холод охватил лишь в первое мгновение, потом тело привыкло. А вот ветер не шутил: волна была довольно сильная, так что пришлось насильно вырвать себя из ладожских объятий, в связи с чем "заплыв" длился не более 5 минут :(. С места нашей остановки открывался замечательный вид на скалы левого берега залива. Собственно, больше в Импилахти смотреть нечего и мы покатили в Питкяранту. Дорога опять шла между скальных выступов, а после моста через Сюскюяйоки - по лесу.

[Точка 14 на схеме] Правый берег Импилахтинского залива Ладоги.

Импилахтинский залив на Ладоге. Импилахтинский залив на Ладоге. Импилахтинский залив на Ладоге. Импилахтинский спуск на старой дороге.

В Питкяранте догнали Олега с Аней. Остальные рябята незадолго до нашего приезда уехали на первом микроавтобусе. С доставкой нас и наших байков в Лодейку, как обычно для Питкяранты, возникли проблемы с заломом цены местными таксистами, но все же благополучно нашли машину и в 21.50 приехали в Лодейное поле за 10 мин до отхода поезда. В 8.50 на следующий день были в Москве.

В заключение хочу выразить огромную благодарность Константину Бекетову за подробнейшие описания водопадов Северного Приладожья, а также авторам сайта http://all-transport.narod.ru за единственный, найденный в рунете, ресурс с актуальной информацией о расписании автобусов по городам и прочим населенным пунктам Северного Приладожья и России в целом.

Технические данные

Тех, кто решит повторить это путешествие в сентябрьские дни, хочу предупредить, осень 2005-го года выдалась на удивление теплой, и обычно в Южной Карелии в середине сентября температура бывает близка к нулевой, а дожди заряжают на целые дни. Летом же в этих местах - комариное царство, а местами бывает и мошка, учитывайте это при планировании путешествий!


Дата Маршрут КМ Покрытие, примечания
( ~ )  
1 10.09 Питкяранта – Койриноя – шивера на р. Сюскюяйоки – вдп. Белые столбы на р. Кулисмайоки – оз. Андронино 60
Питкяранта – Койриноя – развилка Петрозаводск / Суоярви Асфальт. Пересеченка.
развилка Петрозаводск / Суоярви – оз. Андронино Плотный грунт
 
2 11.09 оз. Андронино – Леппясюрья – Суйстамо – Алатту – Харлу – оз. в 4 км к Ю.-В. от Харлу 55 Плотный грунт
 
3 12.09 Оз. в 4 км к Ю.-В. от Харлу – Ляскеля – Импилахти – Леппясилта – Питкяранта 60 Асфальт. Пересеченка.
 
  ИТОГО за три дня (по велокомпьютеру): 175  

Бюджет путешествия в расчете на 1 участника

Ж.-д. билеты до Лодейного поля на пассажирский мурманский - 300 руб., обратно из Лодейного на фирменный Петрозаводский - 600 руб.

Такси Лодейное поле - Питкяранта - 450 руб, обратно - 400 руб.

Прочие расходы за три дня (в основном, питание) - 400 руб.

Итого: 2150руб.

Заброска в Питкяранту

Вариантов заброски два: через Петрозаводск и через Лодейное поле.

Самый экономичный: через Лодейное поле на поезде Санкт-Петербург - Питкяранта. Этот поезд в Лодейке состыкован с поездом Москва - Петрозаводск, отходящим из Москвы в 18.30 и прибывающим в Лодейку около 6.00. Вариант самый надежный. К его минусам можно отнести лишь гарантированный недосып в ночь прибытия. Учтите и то, что поезд Москва - Петрозаводск фирменный и стоимость билетов на него почти в два раза выше, чем на пассажирский Москва - Мурманск, который уходит из Москвы в 20.45 и прибывает в Лодейку около 9.00.

Самый комфортный, но самый дорогой: через Лодейное поле на машине. По состоянию на осень 2005 года таксисы легковых до Питкяранты хотели 1700 руб., водители ГАЗелей и фургонов около 2500 руб. Эту цифру реально снизить, но на поиски может уйти достаточно много времени. Мы, потратив 1,5 часа, нашли два фургона за 2000 руб. каждый. Имейте в виду, что водилы такси часто не имеют ни малейшего представления о километраже до Питкяранты (170 км). АТП (автотранспортное предприятие) в Лодейном поле гнет нереальные цифры, так что, если вас менее 15 человек, связываться с этой конторой нет смысла, а вот на автостанции, что на привокзальной площади, вам, скорее всего, помогут с поиском.

На машине, разумеется, можно уехать и из Петрозаводска. Расстояние чуть больше, чем от Лодейки.

Телефоны такси в Лодейном Поле:

(813-64) 244-95, (813-64) 20-310.

Прочие варианты: через Лодейное поле на такси до Олонца (500 руб.), далее рейсовым автобусом (как правило, проходящие из Петрозаводска) до Питкяранты. Телефон автостанции Олонца: 8 (814-36) 2-15-39. Расписание автобусов из Олонца в Питкяранту можно найти на сайте http://all-transport.narod.ru.

Через Петрозаводск на автобусе до Питкяранты. Имейте в виду, что из Петрозаводска вам подходят не только питкярантские автобусы, но и сортавальские: многие из сортавальских по определению заходят в Питкяранту, с водителями других об этом легко договориться, но даже, если это сделать не удастся, то от поворота на Сортавалу, где проходят эти автобусы, до Питкяранты всего 15 км. Стоимость билета около 150 руб. Учтите, что рейсовые автобусы могут заменяться микроавтобусами ГАЗель. Расписание движения автобусов от автовокзала Петрозаводска по состоянию на июль 2005 года можно посмотреть здесь (лист1) и здесь (лист2). Телефон автовокзала в г. Петрозаводске 8(8142) 63-06-20. Расписание движения автобусов Петрозаводска есть также на сайте Транспорт Петрозаводска или на сайте http://all-transport.narod.ru. Справки по маршрутным такси из Петрозаводска 8(8142) 55-61-85. (С 9.00 до 17.00).

Выброска из Питкяранты

Телефоны в Питкяранте:

Автостанция: 8 (814-33) 3-29-46

АТП: 8 (814-33) 3-22-89, 35-032, 32-221.

Автокасса в здании ж.-д. вкз: 8 (814-33) 3-12-84

Ж.-д. станция: 8 (814-33) 3-28-65

Расписание движения автобусов из Питкяранты есть на сайте на сайте http://all-transport.narod.ru.

Вариантов выброски также два: через Петрозаводск и через Лодейное поле.

Автобусом на Петрозаводск: см. информацию в разделе "Заброска".

Автобусом в сторону Лодейного Поля через Олонец: см. информацию в разделе "Заброска". Из Олонца в Лодейное поле можно легко добраться на такси (постоянно дежурят у автостанции) за 500 руб.

Самый комфортный, но самый дорогой: до Лодейного поля на машине. По состоянию на осень 2005 года официальное такси от Питкяранты до Лодейного Поля стоило около 2200 руб. - ГАЗель или 1700 - легковое., телефон такси можно узнать практически в любом магазине. Здесь работает несколько фирм, занимающихся извозом. Мы уехали за 1200 и 1500 руб. 1200 - попутный фургон до Лодейного поля, 1500 - частник на полугрузовом фургончике из Питкяранты.

На машине, разумеется, можно уехать и до Петрозаводска. Расстояние чуть больше, чем до Лодейки.

Телефоны такси в Питкяранте:

(814-33) 348-48, (814-33) 320-55, (921) 451-25-50,

(921) 222-32-96, (921) 221-95-75,

(814-33) 331-79, (921) 226-46-41.

Поездом: до Лодейного поля на поезде Питкяранта - Санкт-Петербург. Учтите! Обратный поезд плохо состыкован с московскими поездами и приходит в Лодейное после 22.00. Из Лодейного в это время можно выбраться единственным поездом Мурманск - Москва, который прибывает в Москву после 11.00 и курсирует не постоянно!!! Уточняйте информацию о расписании поездов из Лодейного на Москву!

Расписание движения поездов из Питкяранты на 2005г.:

Движение поездов Отправление Прибытие
Питкяранта – Санкт-Петербург
№959
1715 655
Питкяранта – Петрозаводск
№959
1715 710
Санкт-Петербург – Питкяранта
№657
005 1200
Петрозаводск – Питкяранта
№658
2300 1200

Из Питкяранты можно уехать автобусом до СПб в 1330 через Лодейное Поле, до Петрозаводска через Олонец в 1530. Расписание автобусов и поездов можно посмотреть на сайте Питкяранты.

Расписание движения автобусов из Питкяранты на 2005г.:

Движение автобусов Отправление из начального пункта Прибытие в конечный пункт
Питкяранта – Петрозаводск 820, 1530, 1820 1420, 2210, 000
Питкяранта – Санкт-Петербург 1330 2200
Петрозаводск – Сортавала/Питкяранта 630, 730, 1630 1230, 1410, 2230
Санкт-Петербург – Питкяранта 1430 2300

Ссылки на другие отчеты и полезные сайты по этому району:

Есть вопросы? - Пишите!

Полная версия отчета
В Походы & путешествия
На первую страницу фотоальбома
На главную
Hosted by uCoz