Южноуральские веловосхождения или дух Мастера

(Вольное описание велопохода)

Ст. Вязовая (Челябинкая обл.) – Юрюзань – Меседа – Тюлюк – г. Бол. Иремель – Сибирка – оз. Зюраткуль – Магнитский – Куваши – Куса – Магнитка – хр. Бол. Таганай – Златоуст

21 - 27 июля 2002 года

Пролистать все фотографии
отчета подряд можно здесь
Часть 1.   Ст. Вязовая – Юрюзань – Меседа – Тюлюк – р. Березяк
Часть 2.   Р. Березяк (г. Бол. Иремель) – Сибирка – оз. Зюраткуль – Магнитский – Куваши – Куса – Магнитка – хр. Бол. Таганай
Часть 3.   Хр. Бол. Таганай – Златоуст

Часть 3.   Большой Таганай – Златоуст

Не успели мы пролететь и трех километров, как увидели внизу Картузова с Олегом. Ну а как же! Как же Картузов без группы Бондарца! Тогда ведь и повозмущаться будет не с кем! А тут столько новых слушателей зря пропадает!

Чтобы слушатели зря не пропадали, Картузов, не теряя времени, пустился в традиционные разглагольствования на тему несознательного и неспортивного поведения отдельных участников команды Мастера…

Тем временем, спокойная к проповеди этого живого апологета велотуризма, часть нашего коллектива собралась вокруг Олега, который поведал нам о своем путешествии к Большой Суке и обо всем, что с ним за последние два дня приключилось. От него же мы узнали, что Дима Большой поехал с Лехой брать билет на поезд на 26-ое, что Мастера отправили на фирменном 13-м, поскольку на 181-й билетов не было (попал дедушка на бабушки! : )) ) и что Большая Сука – действительно Больша-а-а-я Сука. Еще, на нашу беду, Олег сообщил, что Леха с Димой успели смотаться на Таганай туда-обратно за четыре часа. Эти слова произвели крайне критиническое воздействие на психику Бондарца. Он крепко и глубоко задумался, а потом выдал: "Ну, в общем, так: если все желающие попасть на Таганай отправятся туда завтра в семь утра, то в 12.00 можно будет ехать дальше!….." (Добрейшей, однако, души человек!). Да, но четыре часа – это только до Двуглавой сопки (1034м и 1041м) – первой и ближайшей с юга вершины хребта Большой Таганай, а там еще, как минимум, Откликной гребень (Хребет Дракона) (1155 м – вторая вершина Большого Таганая к северу от Двуглавой сопки, названная так за способность отражать 7-8-кратное эхо; её гребень выделяется в системе гор как спина гигантского окаменевшего дракона, с высотой скал около 150 метров от подножья до вершины), гора Круглица (1178 м – высшая и центральная точка Большого Таганая, тупоконическая вершина которой сложена массивными каменными глыбами, вес крупнейших из них достигает нескольких десятков тонн. Северное плечо горы представляет собой почти идеально плоскую площадку на высоте около 1100 м, занятую горной тундрой с произрастанием голубики и некоторых реликтовых видов растительности), Большая каменная река (хаотическое нагромождение огромных валунообразных обломков авантюринсодержащих кварцитов. ("Река" имеет в длину более 6 км при ширине от 100 до 800 м и "течёт" в распадке между Двуглавой сопкой и Малым Таганаем), Долина сказок (скалистая седловина между Откликным гребнем и Круглицей – представляет собой уникальный участок низкорослого темнохвойного леса паркового типа, из которого в различных местах поднимаются зубцы причудливых каменных останцев. Своеобразие создают и "песочные дорожки", выветрелые породы, поляны с пёстрым ковром из водяники, брусники, голубики, и крутые обрывы, поросшие лесом и лугами), а еще Большое Моховое болото, Метеостанция, гора Монблан…

Бондарец все это внимательно выслушал, кивнул головой и сказал: "Фигня все это… Вот Южноуральский запове-е-е-едник!!!…"

Короче, встали на ночевку у входа в Таганайский национальный парк. Бондарец придумал разбить лагерь как можно дальше от хребта, надеясь, что нам влом будет переться туда без байков, но он просчитался! Нам было не влом!

В пятом часу утра мы начали восхождение на Таганай. Пока я и Олег Армаганянц ходили к роднику за водой, Картузов с другим Олегом уже уперли вперед, и мы пошли их догонять. Олег сказал, что нужно идти по бело-сине-белым меткам. Мы быстро дошли до развилки и тут знание карты сыграло дурную шутку: я помнил, где начинается хребет Большой Таганай, к которому мы направлялись, и повернул предположительно к нему, влево, хотя разметка уходила вправо, огибая речку. Мы протопали по левой просеке почти километр... Просека стала казаться действительно левой: она продолжала спускаться все ниже и ниже, в то время как по всем расчетам здесь давно должен был начаться ощутимый подъем. Я шел, снедаемый самыми недобрыми сомнениями, когда Олег (спасибо ему) остановился: "Идем назад!" Ошибка была очевидной. Мы развернулись и пошли обратно. Вышли на развилку и продолжили путь уже по меткам. Перешли реку по камням и скоро оказались у Белого ключа. Отсюда по лестнице (201 ступенька) добрались до первых курумников и стали взбираться по ним. Сначала перепрыгивать с камня на камень было страшновато: казалось, что какой-нибудь из них того и гляди куякнится, и тебя, как пушинку, сметет и накроет каменным потоком... Но глыбы лежали как вкопанные и вскоре нам удалось приспособиться весьма ловко прыгать по ним даже в нашей с Олегом "эксклюзивной" обуви (у Олега почти полностью стерлась подошва на одном кеде, а у меня на обоих кроссовках на пять сантиметров разошлись носы).

Восход солнца мы встречали на южной вершине Двухглавой сопки. Здесь мне посчастливилось подкрепиться пол-литрой ряженки, предусмотрительно взятой с собой, а Олег попрыгал дальше. Врезавшееся в сопку здоровое облако заставило нас зависнуть на ней почти на час. Вместе с облаком нахлынул и ветер. Он буквально поглотил все окружающие звуки, оставив в ушах лишь остекленело-колючий холодный свист и зябкое ощущение сырого тумана. Временами, когда плотность воздушной ваты становилась меньше и ветер стихал, нам удавалось докричаться друг до друга и ухватить глазом видневшееся в пригороде Златоуста водохранилище.

Через полчаса внизу послышалось шуршание и мы обнаружили только подошедших сюда Картузова и Олега. Где можно было плутать битый час, стартовав на десять минут раньше нашего, для меня опять-таки осталось загадкой… (Но ведь это Картууузов!) Неожиданно появился Костя, который вечером просил его не будить… К этому времени мы уже вдоволь насиделись на южной вершине Двуглавой сопки и отправились на Северную. Оба Сереги (Кирюхин и Картузов) не доползя даже до Южной вершины, развернулись обратно, сказав, что все интересное они уже увидели… (Это очень напоминало бондарцовское "А вот в Южноуральском запове-е-е-еднике……." – Ну, им виднее) Через пол-часа мы с Олегом по хребту добрались до Северной вершины довольные тем, что остались целы и невредимы (моя двухметровая палка с грохотом улетела в одну из расщелин курумников, не оставив и следа). Еще около часа мы любовались открывающимся видом. Далеко внизу, залитый утренним солнцем, в котловине лежал Златоуст; к юго-востоку, отделенный от Большого Таганая Большой каменной рекой протянулся Малый Таганай, по другую сторону просматривался покоренный нами вчера Назминский хребет и за ним Магнитка.

Облака живой тенью покрывали участки елового леса, зеленым ковром лежавшего у подножия хребта, отчего сам лес представлялся большим болотом, а тени облаков – загадочными озерами. Взгляд отдыхал, утопая в бесконечных просторах зеленого полога гор. Никакие летающе-кусающие живности еще не проснулись, а если и проснулись, то не рисковали подниматься на такую высоту: было довольно холодно. Утреннее солнце дарило тепло своих первых лучей, а идеально гладкие горизонтальные платформы когда-то рухнувших скал, словно специально были созданы для принятия солнечных ванн. Все вокруг казалось неземной сказкой, в которую устремлялся взгляд, подчиняя себе последние остатки беспомощного в этом поднебесном просторе сознания… Завороженные, мы сидели на вершине, совершая в окрыленном высотой воображении самые невероятные полеты над просторами Урала, пока разогревшееся не на шутку солнце не вернуло нас к действительности.

Спустившись с Двуглавой сопки по ее северному склону, мы быстро пересекли лесной массив, протянувшийся вдоль подножия Большого Таганая и направились к Хребту Дракона. Поочередно поднимаясь на каждую из скал, мы постепенно дошли до самой северной. С каждым новым восхождением взгляду открывались все большие и большие просторы Таганайского парка. Еще сидя на Северной вершине Двуглавой сопки мы успели изучить структуру гор: нити хребтов уже давно не представляют собой единого монолита, а состоят из кучи наваленных многотонных глыб, удерживаемых вместе лишь собственной силой тяжести. Осевая часть хребта Дракона, разрушаясь, образует треугольную в поперечном сечении стену с абсолютно ровными и гладкими склонами вблизи вершины, издали напоминающую панцирь исполинского динозавра. Несколько раз нам удавалось "оседлать" непокорного "дракошу" и, охваченные блаженным чувством полета мы радостно наблюдали за плывущими почти над головой облаками и их земным отражением. Неосторожный взгляд вниз щекотал нервы: как-никак, а почти отвесный четырехсотметровый обрыв – порыва ветра вполне достаточно, чтобы тебя, как пушинку, снесло в пропасть…

В срединной части гор было довольно много деревьев, непонятно как примостившихся и выросших в расщелинах древних скал. Их причудливо искривленные стволы часто служили нам дополнительной опорой при прыжках по курумникам. В верхнем же ярусе – деревьев не было, а курумник покрывали только поляны сочно-зеленого можжевельника и приземистые кустики малины, ягоды которой еще не успели созреть. Курумник здесь переходил в отвесные скалы, карабкаться по которым было намного труднее, приходилось далеко вперед просчитывать маршрут взглядом. Так мы забрались на самый высокий гребень хребта Дракона и только здесь, окончательно выбившись из сил, увидели Круглицу. Голодные и окончательно вымотанные бесконечными прыжками по каменным завалам мы прикинули расстояние до вожделенной Круглицы (по прямой оставалось каких-то 4 км… по воздуху…!!!…:))), сфотографировались и, влекомые лишь голодом и жаждой, не сговариваясь, ломанули вниз через пропасти камней, к лесу и воде…

Спускаться было не столько тяжело, сколько муторно. Солнце палило во всю – было около 15.00 – тело уже привыкло балансировать на остриях скальных обломков и автоматически поддерживало равновесие при прыжках. Ноги полностью отказывались пружинить на бесконечных горных завалах и взгляд судорожно ловил приближающиеся снизу верхушки деревьев – там начиналась мягкая и горизонтальная!!! почва…

Новичкам везет… и мне удалось благополучно спуститься до самого подножия драконового хребта без малейшей царапины и без единого падения. Олег, снедаемый неутолимой жаждой, умчался далеко вперед и уже был недосягаем для окликов. Внизу между кустов, помеченная знакомой бело-сине-белой маркировкой, петляла долгожданная тропинка. Теперь уже надо мной, где-то высоко в небе болтались скальные вершины хребта, на вершине которого мы были еще несколько минут назад – глаз недоверчиво схватывал четырехсотметровое расстояние до них, но мозг не реагировал на этот экстрим, зная что ничего недоступного в этом поднебесье нет… Прошагав около сорока минут по стремительно несущейся вниз тропинке и уже абсолютно не реагируя на всякую летающую пакость и прочую ерунду, мешавшую движению, ведомый единственным желанием поскорее добраться до еды и воды, я увидел впереди Олега. В этот момент где-то сбоку послышалось журчание ручья… ВОДА!!! Мы остановились. Олег обреченно махнул рукой и зашагал дальше: "Я их – этих ручьев – тут столько слышал, но они текут внизу, под курумниками и добраться до них невозможно – это не наша вода…"

Наконец, впереди мы увидели настоящий ручей и набрали здесь воды. Пройдя еще с километр мы наткнулись на метку: 9 км. Не хотелось верить, что это до выхода из Таганайского парка … значит ходу еще полтора часа. Оказалось, что те четыре километра, которые мы за пол-дня резво проскакали по вершине хребта, у подножия превратились в семь, а может и больше, поскольку от Белого ключа (подножие Двуглавой сопки, там, где была лестница в 201 ступеньку) до выхода из парка было километров шесть, а спустившись с Дракона мы уже протопали не меньше четырех километров, следовательно, всего от подножия северной оконечности хребта Дракона до выхода из парка по тропе было около 13 км.

Маркированная тропа раз пять пересекала "притоки" Большой каменной реки, взбираясь на плотные нагромождения курумника, обогнуть которые не было никакой возможности, и приходилось вновь, перескакивая с одной каменной глыбы на другую, форсировать эти бесчисленные завалы.

Наконец дошли до Белого ключа. Тропа казалась бесконечной. Напились холодной ключевой воды, умылись и поспешили дальше. Спускаемся к Большой Тесьме, идем под горку, но от этого быстрее не получается. Ноги автоматически выбивают какой-то неведомый ритмический рисунок, танцуя между корнями елей и берез. Казалось, что с утра мы в считанные мгновения взлетели от реки до лестницы на Двуглавую сопку, теперь же река, будто отодвинулась от нас, а на дороге появились новые, мешавшие проходу камни.

Перешли Большую Тесьму по новому мостику. Отсюда 4 км по практически ровной дороге… Выходим из парка. Время около половины пятого. В лагере застаем спящего Костю. Все остальные уехали еще в 11.00 в столовую… Да… Бондарцу явно не сиделось … Насколько возможно быстро стараемся собрать вещи и палатки. Все уже вроде готово. Костя минут пятнадцать как уехал в столовую и тут появляется Бондарец: "Все. Никуда не едем." ……….. ???? ………… Время еще только 17.00 – самое лучшее для поездки, а до Тургояка, где запланирована ночевка – не более 40 км, но … как скажу, так и поползете…

А, и фиг с ним!… В конце концов не ради километража на Урал мотались. Посмотрели Таганай - жемчужину Южного Урала, и не сбоку, по-бондарецки, а с самых вершин...

Олегу нужно срочно ехать в город за новыми кедами, мне – на вокзал за билетами на 28-е. Сбрасывам рюкзаки и едем налегке. Измена! Столовая оказывается закрытой – там свадьба. Хорошо им! У Олега со вчерашнего вечера во рту ни крошки, у меня только пол-литра ряженки и два пряника. Жрать охота страшно. Катим дальше в сторону вокзала. Неожиданно Олег отстает. Смотрю – встает с велосипеда и идет пешком. Что такое? Полетела трещетка… … … … … … … …

Да, Картузов предполагает, а Мастер располагает… Вот тебе и Дух Мастера… Все. Поход окончен - До свиданья!

У меня еще двое суток до отъезда, но теперь день потерян: до Кыштыма, откуда я собирался сматываться в Москву через Екатеринбург, уже не доедешь… Да еще и информации о поездах через Кыштым в этом гнутом Златоусте нифига нет…

Решаем уезжать вместе. Берем билеты на родной астаниский (на 181-й – билетов нет, а если будут, то только после его выхода из Челябы) и едем в лагерь.

Там нас уже ожидает ароматнейший борщ, салат из свежих овощей и кисель. УРА!!! Наконец, мы добрались до еды!!!!! Спасибо нашим поварам!

Олег повергает всех в шок своей поломкой и после ужина народ, расстроенный вестью о внезапном расставании, начинает вяло приводить в порядок свои велосипеды…

Около семи я сматываюсь на вокзал, где удается сменить наши билеты на пассажирский челябинский. В Златоусте он в 2.00 по местному времени. Почти в полной темноте мы упаковываем вещи в рюкзаки. Уезжать страшно не хочется… Но… Картузов предполагает, а…

Недолгое ожидание на вокзале и вот мы уже в поезде. Байки закинуты на третью полку. Теперь можно позволить себе долгожданный отдых: после целого дня скаканий по таганайским вершинам спальное место в вагоне поезда вызывает неподдельное ощущение блаженства.

Окончательно просыпаемся к середине следующего дня от жары. Скоро станция "Туймазы". Бежим на улицу в поисках чего-нибудь холодненького жаро- жаждо- утоляющего. Один-единственный магазинчик в здании вокзала. Там уже дикая очередь – не дождаться. Отупело рассматриваю витрину с многообразием пивного ассортимента, осознавая, что весь этот ассортимент так и останется в Туймазах, собираюсь развернуться и уйти, как рядом слышится оклик: "А ты здесь откуда????" Поднимаю глаза – БА!!! КАКИЕ ЛЮДИ!!! - в очереди стоит Леха. Мы-то думали, что они на скором 13-м укатили, а они оказались вместе с нами. Короче, место встречи изменить нельзя. Вот тебе и Дух Мастера… Обе группы в одном поезде собрал!!! Эх, спасибо ему! Разброс по составу оказался неслабым: восьмой, десятый и шестнадцатый вагоны.

Ну, дальше все и так понятно: пока эта пассажирская раскаряка шкандыбала до Москвы, по всему составу происходило несанкционированное перемещение славной байкерской компании из конца в конец поезда, к дикому, разумеется неудовольствию юных проводниц, которые, как назло, в эти моменты производили уборку "помещений".

Исследования близлежащих окрестностей привели часть нашей славной экспедиции в вагон-ресторан, где мы в течение полутора часов в зале с очень качественным кондишином внимательно изучали достоинства и недостатки ресторанного меню, после чего пришли к общему заключению, что газировка по 2р. за стакан – вполне приемлемый по соотношению цена-качество напиток, и что самое главное, легитимно обеспечивающий возможность сколь угодно длительного нахождения в свежести и прохладе вагона-ресторана.

Некоторые трудности возникали у нас в моменты приема пищи: чтобы объединить наши скромные съестные запасы приходилось преодолевать длинный путь из десяти вагонов, отчего начинало колбасить не меньше чем от прыжков по таганайским курумникам. Были отмечены случаи, когда отправившиеся в столь дальние путешествия личности, вооруженные милыми сердцу бутылочками холодного пива и не менее милыми, но уже желудку, куриными окорочками, так и не возвращались обратно, и за ними потом приходилось посылать спасательные экспедиции…

К счастью, наше полуторасуточное пребывание в челябинском пассажирском завершилось в установленные сроки и без жертв, и жарким, но еще не дымным, воскресным днем 28 июля мы прибыли в Москву и благополучно разъехались (а кто-то вынужден был "разойтись", ввиду нефункционабильности задней втулки) по своим домам…

Но на Южный Урал мы еще вернемся!

ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Некоторые приблизительные тех. данные маршрута: протяженность маршрута 260 км, из них грунт - 70 км. Трафик на трассе Уфа - Челябинск – не более 2 машин в минуту, много фур, на остальных асфальтовых дорогах - не более 1 машины в 5 минут. Температура за время похода в дневные часы - около +20°С в тени.

Cпасибо Алексею Синяеву, за фотографии с Иремеля, реки Березяк и озера Тургояк и за приятную компанию во время похода!

Огромное спасибо Юрию Бондарцу, за приглашение в поход, четкую организацию в группе и внимание к ее участникам!

Спасибо Русскому и Московскому клубам велопутешествий за идею и организацию похода, Московскому гороскому турклубу за содействие в подготовке похода!

Спасибо всем участникам нашей группы: Сергею, обоим Олегам, Косте за взаимопонимание и поддержку!

Огромнейшее спасибо Олегу Армаганянцу за компанию и поддержку в нашей таганайской авантюре! :))

Спасибо всем участникам других групп, принимавших участие в этом походе!

И конечно же, спасибо Владимиру Ивановичу Ходыкину!

Олег из Коломны! Если у тебя есть отсканированные фотографии из похода, я бы с удовольствием поместил их в рассказе! Будет возможность - свяжись со мной! :))

Обращаюсь ко всем, кто принимал участие в том походе! Если у кого-то в сети есть отчеты, заметки или фотографии о походе - сообщите мне - я обязательно сделаю на них ссылку!!!

На первую страницу Южноуральских веловосхождений
В Походы & путешествия
На первую страницу фотоальбома
На главную

Содержание и дизайн сайта - Павел Козлов. Copyright © 2004-2005.

Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у владельца.

Hosted by uCoz