Велотуризм – это перемещение посредством велосипеда груза из точки А в точку В с постепенным его потреблением.
(Народная мудрость)
Опасайтесь болотных туристов. Главная фраза болотного туриста - "А можно ли здесь срезать?" Умело заехавший велотурист способен потратить несколько дней в блужданиях по болоту, объехать которое можно по шоссе за три часа.
(Велотурист - описание вида)
Велопоход отличается от пешего похода тем, что рюкзак с раскладкой перемещается на специально оборудованном для этого двухколесном устройстве. Мастер объяснил, что всякие выступающие по сторонам двухколесного устройства предметы, типа педалей, мешают равномерному перемещению груза со скоростью 5 км в час. С этими словами он с помощью гаечного ключа и какой-то матери выдернул из шатунов обе педали и уверенно зашагал вперед по болоту.
(Из жизни Мастера)
У Мастера в рюкзаке есть абсолютно все необходимое, но вещи, необходимые в данную минуту, всегда находятся на дне его рюкзака. Когда содержимое рюкзака Мастера раскидано по всей поляне в радиусе 10 метров, не обольщайтесь! - нужная вам вещь все равно находится на дне рюкзака, потому как рюкзак Мастера бездонен.
(Философия Мастера)
Функциональное значение Мастера огромно: Мастер в группе нужен для того, чтобы показывать, как делать не надо.
(Мудрость, обретенная с опытом)
21 июля в 6 утра по Москве 72-й пассажирский сделал короткую остановку на станции Вязовой. Двух минут оказалось вполне достаточно для того, чтобы выгрузить велосипеды и рюкзаки – поезд медленно тронулся, и станция вновь опустела. Rambler не обманул: если еще восемь часов назад в соседней Башкирии было настоящее пекло, то здесь, в сердце Южного Урала, горы дарили свежесть и прохладу. Чувствовалось, что даже в полдень температура в тени не перевалит за 20 градусов.
Все мирские дела и заботы остались за сотни километров в жаркой и душной Москве. По-летнему чистое, голубое небо и первые лучи еще не показавшегося из-за верхушек деревьев солнца рождали в душе радостное ощущение свободы и звали к новым открытиям… Не прошло и десяти минут как велосипеды были собраны, рюкзаки погружены на велобагажники и мы с Серегой, обдуваемые холодным утренним ветерком, тронулись в путь.
Первые же пятьсот метров заставили нас понять, что маленькой звездочкой придется пользоваться часто и по-долгу. Еще полные сил, мы довольно бодро вкатили в первую горку, полностью закрывавшую от нас линию горизонта. Сквозь пелену утреннего тумана было видно не больше, чем на пятьдесят метров, но угадывавшееся где-то впереди нежно-желтое солнце мысленно согревало и манило к себе, а брызги света загадочно переливались в миллионах капелек утреннего тумана…
Наконец, горка закончилась, Вязовая осталась далеко внизу, дорога сделала неожиданный поворот и прямо перед нами, словно из-под земли, выросла по-настоящему огромная, вся залитая молочно-ледяным светом, горная вершина. Она была облачена в белую шапку утреннего тумана, из-под которой проглядывал плотный темно-зеленый ковер хвойного леса. Белоснежная вата стремительно неслась мимо, вздыбливалась и рвалась, открывая временами в своих прорывах голубую даль неба… Смотреть, любоваться не отрывая глаз, упиваться этим ослепительным и невообразимым праздником природы и жизни, этим головокружительным каламбуром, связавшим воедино вековую монументальность гор и динамичную, почти осязаемую, игру ветра с туманом,– только этого хотелось в те утренние минуты!
Солнце, поднимавшееся из-за соседних хребтов, не спешило добраться до нашей дороги, но уже чувствовалось тепло его неудержимого и настойчивого дыхания. Утренний ветерок сметал последние остатки ночной прохлады в тенистые каньоны и ложбинки, а белоснежная пелена туманных облаков стремительно таяла, открывая необозримый простор горных цепей, словно приглашая нас продолжить свой путь дальше. Мы некоторое время стояли как завороженные…
Конечно же, подъезжая к Вязовой, мы знали, что где-то здесь и должны были начинаться цепи уральских хребтов, но оказаться мгновенно в их объятьях – было для нас настоящим чудом.
И все же утренняя прохлада взяла свое: холодный ветер и недовольные гудки проезжающих мимо грузовиков заставали нас подумать о движении. Впереди вниз уходил манивший своей крутизной спуск, хвост которого скрывался за поворотом.
Поехали!
Пролетев со свистом в ушах около километра и немного согревшись, я вынужден был нажать на тормоза: знаки предупреждали о пересечении с притаившейся за ближайшим поворотом железной дорогой. Аккуратный переезд и вновь остановка: впереди вверх вздымается еще одна покрытая лесом вершина, дорога серпантином сбегает вниз, под нее, а справа в бесконечную даль горизонта уходят все новые и новые горные цепи… Рука невольно тянется за фотоаппаратом. Делаем несколько снимков. Объектив не успевает засечь проезжающий по горному уступу челябинский 182 поезд, прибывший в Вязовую на час позже нашего, и вот уже, помахав на прощание Южноуральской железной дороге, мы мчимся вниз по горному серпантину. Картина, открывающаяся взору с правого берега Юрюзани, в третий раз заставляет нажать ручку тормоза: почти отвесная стена скальных пород, ограничивающих дорогу слева, покрыта множеством деревьев, словно ручки старинных зонтиков торчащих из нее. Внизу под обрывом сонно бормочет Юрюзань, а с другой стороны от дороги, на противоположном берегу реки, вздымаются золотистые в лучах утреннего солнца вершины Каменных гор – природа завораживает, не давая проехать мимо, не полюбовавшись этой красотой.
Еще несколько километров и мы влетаем в Юрюзань (нет мы не падаем в реку, а попадаем на территорию одноименного города-завода). Город погружен в сладостную воскресную дремоту, и лишь на мгновение приподнимает для нас завесу утреннего тумана, как будто прося не будить так рано его жителей… А мы и не собираемся их будить: дорога шутя перепрыгивает через железно-дорожную ветку на Катав-Ивановск и, оставляя уютную Юрюзань с правой стороны, уходит снова в горы. Солнце приятно ласкает и высушивает от росы дорожную ленту, где-то наверху – то удаляясь, то приближаясь вновь, урчит мотор грузовика – мы у подножия нового серпантина. Взобравшись почти на самую вершину, устраиваем "пикник на обочине". Редкая машина пробегает по идеально гладкой асфальтовой нитке и горный склон опять погружается в первозданную тишину.... С детской радостью падаем в еще мокрую от утренней росы траву, вдыхаем пьянящий аромат цветов и земляники, наслаждаемся стрекочущими трелями тружениц-пчел и балдеем от окружающего нас простора… Мы на настоящем альпийском лугу: безлесый склон, усыпанный пестрым ковром ромашек, васильков и множеством другой буйно цветущей растительности простирается на сотни метров, сбегая к примостившимся в низине березкам. Вдали играет золотистыми стволами еловый лес, прямо на глазах высыхает утренняя роса... На опушке обнаруживаем несметные заросли земляники: крупные сочные ягоды гроздьями висят на уставших от тяжести кустиках. Наслаждаемся этим волшебным лакомством и мчим дальше: впереди еще 40 км…
Дорога отличная. Гладкий асфальт словно на крыльях увлекает вперед, подхватывая на крутых спусках и выталкивая вверх на коротких подъемах… 30… 40… 50… 60 км/час … невольно пригибаешься, чтобы "не мешать" ветру и не сбавлять скорость… дорога ковром-самолетом бросается под колеса летящего велосипеда, руки напряженно сжимают руль, стараясь удержать его в ровном положении, но это не нужно: байк и так, словно острый нож, стремительно и ровно прорезает воздушную перину, унося с собой своего обезумевшего от скорости седока… За 6 км до Первухи после первого ощутимо затяжного подъема выезжаем на развилку, не обозначенную на карте. Нам налево – подъем продолжается. Опаньки! Навстречу со всей дури летит мужик на роликовых лыжах. Скорость его такая, что даже не успеваем обменяться взглядами – хорошо ему: он катит вниз!
Еле выкручиваем 1:1. Скорость не больше 6 км/ч (по асфальту!) – вот это подъемчик! Но за ним, разумеется, следует спуск и мы стремительно проносимся через Первуху, вызывая дикий ужас в глазах ее далеких от цивилизации обитателей. Слева от нас остается хребет Шуйда, справа цепь еще каких-то гор, но разглядывать некогда: скорость под 40: идет восьмой километр беспрерывного спуска. Развилка с указателем. Нам направо в Меседу. Мчимся дальше. В Меседе асфальт неожиданно заканчивается и начинается гравий. Деревня остается справа, мы не заезжаем в нее: доедем до Тюлюка – там закупимся. После Меседы опять оказываемся в окружении, словно сошедшихся на карнавал великанов, горных хребтов. Они подходят почти вплотную к дороге, и я вспоминаю, что вскоре, судя по описаниям, мы должны выехать на поляну, с которой будут видны три хребта: Зигальга, Большая Сука и Нургуш. А вот и поляна: справа, одной вершиной виднеется уходящая на юго-запад Зигальга, слева, чуть сзади, Большая Сука, а чуть впереди – Нургуш. Фотографируемся и едем дальше. Через триста метров дорога снова выводит нас к руслу Юрюзани, и слева вырастает невысокая и по-детски милая от симпатично разбросанных по ней розовых цветов скала с шапкой молодых елей на вершине.
Еще пятьсот метров и мы у мостика через Большую Калагазу, впадающую в Юрюзань. Так… Влево уходит ужасно грязная и раздолбанная грунтовка на Зюраткуль. Через день нам по ней ехать… На карте она обозначена как дорога с покрытием, но судя по отчетам мы здесь еще нахлебаемся грязи… С грунтовки выезжает Нива. Мужик говорит, что он только что сунулся туда и ехать не смог: грязь… Да-а-а… кажется мы попа-а-а-ли…
До Тюлюка еще 20 км. Гравий становится крупным. Приспускаем шины и едем дальше. Что за сказка вокруг нас! Дорога идет вдоль Юрюзани. Река чистейшая! На дне полно валунов, и волны, набегая на них, причудливо играют и переливаются в солнечных лучах. Вокруг – горные хребты в ярких малахитовых одеждах, а над ними – необъятный купол сочного уральского неба! Солнце начинает по-настоящему припекать. Грех не искупаться! Спускаемся к реке. Б-р-р-р-р… Вода холодная, но что может быть лучше леденящей кожу быстрой и чистой горной реки в разгар жаркого июльского дня! Течение такое, что при глубине 40-50 см еле стоишь на ногах, да еще валуны скользкие – того и гляди: кувыркнешься – мало не покажется…
После купания ехать становится намного легче, да и осталось-то совсем немного: километров восемь-десять. Считаю столбики. Осталось 6 км. Где-то здесь запланирована дневка. Ищу реку Березяк, но ее пока не видать. Наверное мы будем первыми и успеем до приезда группы Бондарца слазить на Иремель… Еще только 12.00 по Москве. 14.00 по-местному. Впереди показывается мост. Успеваю сообразить, что доехали до места дневки и вижу радостно махающего руками Олега. …. … …
…
Чувство противоречивое. С одной стороны, классно, что так легко нашли друг друга в этой глуши, а с другой – по коже крадутся мурашки: а не помашем ли мы ручкой Иремелю?
Содержание и дизайн сайта - Павел Козлов. Copyright © 2004-2005.
Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у владельца.