На первую страницу раздела
Пролистать все фотографии
страницы подряд можно здесь
Данный отчет содержит лишь краткие существенные дополнения к отчету о прохождении того же маршрута (но в обратном направлении) в июле 2005 года. В данном отчете подробно прокомментирован участок маршрута между Суйстамо и оз. Толвоярви, который позволяет попасть на Толвоярви через оз. Куйккаярви, минуя приграничный поселок Вяртсиля и 30-тикилометровый участок дороги, идущей вдоль государственной границы с Финляндией. Подробный отчет о путешествии по данному маршруту в 2005 году см. здесь. Еще два отчета о велопутешествиях по Южной Карелии в 2003-м и 2005-м годах:
вдп. Кивач - оз. Андронино - Ладога - Сортавала - Выборг
и
Питкяранта – Койриноя – водопад Белые столбы (Юканкоски) на р. Кулисмайоки – оз. Андронино – Леппясюрья – Питкяранта см. по ссылкам.
Несколько слов об истории Северного Приладожья.
Увеличенные фотографии на этой странице открываются в отдельном окне. Для ускорения и удобства просмотра, не закрывайте окно с увеличенной фотографией, тогда каждая следующая будет отображаться в нем же. Перемещаться между окнами можно при помощи "мыши" или сочетания клавиш "Alt + Tab".
Подробные тех. данные маршрута и информацию по заброске / выброске с маршрута можно посмотреть в конце отчета, подробную схему маршрута по ссылкам: южная часть (420кБ): Питкяранта - оз. Янисъярви, и северная часть (ок. 550кБ): оз. Янисъярви - Толвоярви - Суоярви; (маршрут отмечен синим; места, описанные в отчете - красным); район путешествия см. по клику на превьюшке справа (маршрут отмечен красным).
Все замечания и комментарии относительно отражения местности на карте, в отчете даются по "Региональному атласу Республики Карелия", издание 2002 года. В "северной" части пути, в окрестностях оз. Янисъярви использован фрагмент более новой, больше соответствующей фактам местности, карты.
Фотозарисовки: Аня aka Schmitana, Поль Гарвей.
Идея и организация: Павел Козлов.
Участники: Евгения Рожнова, Анна Шмидт aka Schmitana, Александр Аверин aka Хинин :), Владимир Панферов aka Лежебока, Павел Козлов aka Гарвей.
Эххх... Всем бы хорошо, когда б не комары да...
Когда б не комары.!!!
Проехав второй раз этот маршрут, резюмирую: он не для "расслабушного" отдыха и созерцания красот Карелии. Красоты Южной Карелии остаются по берегам Ладоги. Здесь, в окрестностях Толвоярви, царит Лес. Лес, к сожалению, сильно пострадавший от руки человека (вернее, от пил и топоров в этих руках), но по-прежнему дикий. До середины лета - залитая водой дорога ("лужи", глубиной по 50 см и длиной по 20 100 метров) в окрестностях Толвоярви - явление частое и нормальное. Хорошие стоянки в этих местах с видами на воду найти сложно. Тем не менее, для несложного спортивного велопохода (на мой взгляд, 2-я категория сложности) маршрут очень и очень удачен. Машин на дорогах на всем его протяжении, можно сказать, вообще нет.
Счастливого вам путешествия! :)) И, пожалуйста, будьте аккуратны в лесу: будьте чуткими гостями, не лишайте красоты тех, кто будет рядом с вами и тех, кто придет после вас.
День первый. 7 июня. Поворот с трассы "Питкяранта - Петрозаводск" на Суоярвский грейдер шивера на р. Сюскюяйоки вдп. Белые столбы на р. Кулисмайоки оз. Андронино
С погодой в этот раз жутко повезло. (хм... эту фразу, собственно, можно отнести ко всем четырем моим карельским путешествиям :) С утра из окна мурманского поезда можно было наблюдать вполне реалистичные снежинки. Подумалось - глюки. Но когда в Петрозаводске мы, наконец, выползли на платформу, глюки не только не исчезли, но и вполне материализовались на нашей одежде. Было полное ощущение ноября. Тем не менее, к середине первого дня стало теплее, но не настолько, чтобы появились комары, а вот на третий день стало теплее 15 градусов, и тут уж комары оторвались на всех, кто не намазался и не забрызгался по полной! В последний день нашего путешествия солнце припекало уже по-летнему, было по-настоящему жарко. А повезло нам с отсутствием дождей: лишь дважды за все время покатушки моросил дождик, да и то - ночью, так что сушиться нам пришлось лишь на последней стоянке, после форсирования напрочь залитой водой дороги Толвоярви - Вегарус.
К обеду 7 июня мы благополучно "забросились" к месту старта. Собрались-переоделись и поехали. Ничего особенного, по сравнению с прошлогодним путешествием, на пути в этот день отмечено не было, так что за подробностями в отчет "К водопадам Северного Приладожья".
[Точка 3 на схеме] Шивера на реке Сюскюяйоки.
Юканкоски в июне действительно великолепен!
[Точка 4 на схеме] Водопад Юканкоски на реке Кулисмайоки.
Описание дороги к водопаду со стороны шоссе Питкяранта - Суоярви. Едем по шоссе "Питкяранта - Суоярви" со стороны Питкяранты; на 10-м километре (см. по километражным столбикам на шоссе) обнаруживаем отворотку влево (обозначена на карте), идущую в сторону р. Кулисмайоки. От дачного поселка с шиверой [Точка 3 на схеме] эта отворотка - километрах в трех с половиной. После поворота едем по основной грунтовке прямо около 5,5 км, не обращая внимания на мелкие отворотки, до моста через Кулисмайоки, проезжаем его и через километр с небольшим выезжаем на поле. Здесь после небольшого, но довольно крутого подъема обнаруживаем первую на поле отворотку вправо. Едем по ней до ближайшей развилки около 800 метров (эта развилка обозначена на карте). Здесь нам по дороге, уходящей вправо вверх. Эта дорога выводит к водопаду примерно через 2300 метров.
День второй. 8 июня. оз. Андронино Леппясюрья Суйстамо Алатту исток реки Янисйоки Суйстамо оз. Янисъярви
[Точка 6 на схеме] Водопад близ озера Андронино.
[Точка 6 на схеме] Озеро Андронино.
С этого места никогда не хочется уезжать. Озеро расслабляет, сбивает энергию, притягивает к себе...
Участок пути до Суйстамо был примечателен разве что проверкой документов в Леппясюрье (предъявивший документы сотрудник погранслужбы ограничился проверкой паспортов у троих из пяти участников группы, Володе и Шмитане, подъехавшими пятью минутами позже, доставать свои паспорта вообще не пришлось. Никаких других документов страж порядка и не спрашивал.) Та же история повторилась и в Суйстамо.
В Суйстамо заправились в магазине "чем бог послал": выбор не московский, но голодным, проезжая через поселок, точно не останешься. Дальше - привычный путь до Хемякоски и без остановки до железнодорожного моста через Янисъойки, что в километре вниз по течению от истока реки [Точка 21 на схеме]. К нему идет прекрасная грунтовка вдоль самого берега Янисйоки.
От Янисйоки по плану возвращаемся в Суйстамо и едем искать стоянку на Янисъярви.
В этом деле нас опять, как и три года назад, постигла неудача. Относительно приемлемая стоянка есть напротив острова Ламассари: 4 км по дороге от Суйстамо на Соанлахти, далее грунтовая отворотка налево; по ней - еще км в сторону озера [Точка 22 на схеме]. Возможно, К. Бекетов и имел ввиду это место в своем отчете, но никакой гальки там не было (возможная причина - высокая вода после таяния и после дождей), да и само место довольно сильно загрязнено "посетителями".
Не найдя это место приемлемым для ночевки (в первую очередь, в силу его близости к поселку), мы отправились дальше, обследуя все возможные съезды и спуски к воде в 8 км от первой отворотки. Но ничего достойного так и не нашли. Заночевали на бергу Янисъярви в 150 метрах от дороги и в 4 км, не доезжая Соанлахти [Точка 23 на схеме], от безысходности и не в силах найти что-то лучшее.
День третий и четвертый. 9-10 июня. . Янисъярви оз. Куйккаярви оз. Толваярви оз. Ягляярви поселок Вегарус
С утра мы поспешили покинуть место не порадовавшей нас стоянки и направились в сторону Толвоярви. От стоянки [Точка 23 на схеме] мы проехали километров 5,5 к югу по пути, пройденному в предыдущий день и повернули по хорошо заметной грунтовке на восток. Далее до точки 30 идет главная дорога без поворотов/развилок. В точке 30 северное направление дороги тупиковое и полностью теряется в остатках лесоразработок. Поэтому путь возможно продолжить только в восточном направлении: в точке 30 поворот направо. Далее км через 3,5 выезжаем на плотную грунтовку "Райконкоски - Соанлахти", на ней сворачиваем налево и едем 1,5 км на С-З до отворотки направо. Эта отворотка в конечном счете выводит на грейдер "Райконкоски - Толвоярви". По ней едем 2 км на север до точки 31. Это перекресток. Основная дорога уходит здесь прямо и далее продолжается в С-З направлении. Куда конкретно - не понятно. К Толвоярви с перекрестка в точке 31 нужно ехать направо по плохой грунтовке на В, С-В. Дальше эта грунтовка становится явно различимой, но сильно грязной и раздолбанной. На многих участках до самого выезда на грейдер "Райконкоски - Толвоярви" нам приходилось идти пешком: ехать по такой грязи не было никакой возможности. Участок от грунтовки "Райконкоски - Соанлахти" до грейдера "Райконкоски - Толвоярви" составляет примерно 8 км. Выехав, на грейдер "Райконкоски - Толвоярви" поворачиваем налево, на север и едем по нему никуда не сворачивая до самого Толвоярви. Грейдер отличного качества. После предыдущего участка ехать по нему - одно удовольствие. Есть только одно симпатичное место - урочище Куйкка на озере Куйккаярви.
На берегах Толвоярви.
Дороги Толвоярви.
Стоянка на оз. Хиетаярви, упомянутая мою в прошлогоднем отчете.
Участок Толвоярви - Вегарус не представляет сложности в плане ориентирования. Подробно он описан в прошлогоднем отчете. (Cейчас прочитал, что писал год назад про "идеальную" дорогу от поворота на Вегарус до 30-ти километрового приграничного участка. В июле, при полном отсутствии дождей, она была действительно идеальной. Сейчас, в начале июня, я бы ее такой совсем не назвал. Повторяю: полностью залитые участки дороги глубиной до 70 см и протяженностью от 20 до 150 метров попадались нам около 6 раз между озером Толвоярви и озером Ягляярви. В этих местах проехать на велосипеде, не слезая с него БЫЛО НЕЛЬЗЯ. Мы либо далеко обносили эти участки, либо проходили их вброд "по колено" и выше. Луж по 10 метров длиной, и глубиной почти "по втулки" было десятка 1,5 - 2. Их брали сходу или обходили по краю. Так что с "идеальностью" дороги рекомендую не искушаться.)
Фотографии форсирования залитых участков на участке Толвоярви - Вегарус.
Последние километры перед Вегарусом.
На ночевку мы остановились километрах в пяти за Вегарусом [Точка 34 на схеме]. Место просторное, но грязное.
Описание участка Вегарус - Суоярви см. в том же отчете. От Суоярви достаточно хорошее автобусное сообщение (рейсовые автобусы и маршрутки) с Петрозаводском.
В заключение хочу выразить огромную благодарность авторам сайта http://all-transport.narod.ru за единственный, найденный в рунете, ресурс с актуальной информацией о расписании автобусов по городам и прочим населенным пунктам Северного Приладожья и России в целом.