Автор отчета Артем Чуприна.
Подробные тех. данные маршрута см. в конце отчета.
Мои комментарии добавлены в тексте зеленым цветом.
День первый. 12 июля. Кондопога вдп. Кивач Петрозеро
Выгружаемся на вокзале в Кондопоге (местые жители, произнося название поселка умудряются-таки его выговаривать, делая ударение на первом слоге), собираем велосипеды, в 12:50 стартуем. По слухам, в Кондопоге есть одна достопримечательность - деревянная церковь XVII века. Довольно быстро выясняем, что она расположена в деревне Кондопога, это километров 5 к ЮВ. Собственно город начинался именно оттуда, но впоследствии комбинат отделил это место от нынешнего города.
Около 14:00 отправляемся обратно в город. Находим закусочную средней руки и едим в ней. Закупаем продукты.
В 16:20 выезжаем на Кивач. Сейчас туда вполне приличный асфальт.
К 18:00 доехали до Кивача. За просмотр тоже денег берут. По 20 рублей. По малой воде совершенно не впечатляет. Идею пройти на Пертозеро в Викшицу через заповедник нам обломали - на правый берег не пускают ни в каком виде.
Ужин не ужин... Так, перекус. Около 20:30 отправляемся в объезд - это почти до Кондопоги. Едем по дороге на Кончезеро. Съезжаем к Пертозеру там, где на карте обозначен покинутый поселок Тюппега. Выясняем, что сейчас там многочисленные дачи, и уезжаем от него к северу лугами вдоль леса. Как нам рассказали позже, Петрозеро - излюбленное место отдыха петрозаводчан.
Находим довольно симпатичную и слегка труднодоступную косу, правда, в двух шагах от чьих-то огородов. Удобная стоянка, удобный пляжик метрах в 20. Красивый вид на озеро. Народу в радиусе 200м нет, и к нам никто не ходит. Утром только на пляжик приплыл на лодке какой-то мужик. Возможно, тут рядом был его огород. Встаем в 23:37.
День второй. 13 июля. Петрозеро Спасская Губа оз. Насоновское
Стартуем поздно - 13:30 в сторону Кончезера и далее к Спасской Губе. За поздний старт ловим все прелести - езду по жаре и обед в Готнаволоке, в крайне неудобной позе, на газу.
У нас первый пострадавший: в процессе колдования над газовой горелкой я умудряюсь опрокинуть на ногу кипящий суп. Суп удается спасти быстро, без большого урона для обеда и группы, а вот над моей обожженной ногой приходится долго колдовать Маше, устраняя последствия :))...
Через 5-10 км после Спасской Губы в сторону Вохтозера начинаются многочисленные озера, где можно, на первый взгляд, удобно встать, и не только на обед.
В Спасской Губе закупаемся продуктами. Магазин средней вменяемости.
А вот и второй пострадавший: Артем на песчаном грейдере неудачно вписывется в поворот и основательно обдирает всю правую (кажется) сторону. Маше теперь приходится колдовать уже над двумя участниками нашей команды... Ну что бы мы без нее делали !!! :))
В Нелгомозере добываем молоко. Настоящее! Свежее! Только после дойки! Вкуснотища!!!!!!!!
Встаем около 22:00 через 10 км после Нелгомозера, как только слева от дороги на крутом повороте направо открывается озеро. Тут очень хорошая стоянка, но явно интенсивно используемая местными. У нас вечер воскресенья, поэтому она пустая.
День третий. 14 июля. оз. Насоновское пос. Вохтозеро Суоёки (берег Тарасийоки) Суйстамо (станция)
Наученные вчерашним, стартуем дальше на запад в 9:20.
Но это не спасает: уже к 10-ти утра температура зашкаливает за 30, а "обочины" здесь делали на славу: метров, так, по 5-10, а потому ни о какой тени во время движения мечтать не приходится. Витя получает сильный тепловой удар, последствия которого, по счастью, к следующему утру полностью проходят.
По этой дороге въезжаем в пограничный Суоярвский район. Пол-Карелии теперь пограничное...
От ур. Мулдусельга поворачиваем направо с тем, чтобы через Кангозеро по грунтовке добраться до Леппяниеми. На Кангозере или Шуе планируется обед. Однако грейдеры там сейчас расположены не так, как обозначено на карте - наиболее используемый на карте обозначен как исчезающая дорога, на полдороге к Кангозеру отворачивающая направо. В результате мы оказываемся на нем и осознаем это уже на полдороге к грейдеру, идущему на восток от Суоёки. Небольшое уточнение: на тадиционных 2-хкилометровках Карелии, например, 2002 года издания, обозначена автомобильная борога без покрытия, идущая вплоть до самого Конгозера, за Конгозеро обозначена грунтовка до станции (а не до одноименного поселка!!!!) Суоёки, фактически же, за 2 км до Конгозера, т.е. через 4 км после развилки в районе ур. Мулдусельга, основная "наезженная" дорога уходит строго на север, в сторону оз. Гюбия (на карте она обозначена как лесная дорога) и далее эта дорога километров через 10 выводит на укатанный грейдер, верно обозначенный на карте и идущий в направлении запад - восток, в нашем случае в сторону поселка Суоёки и остановочного железнодорожного пункта 22 км.
В результате основательно перегретые только к 15:00 добираемся до Суоёки и булькаем в воду с правого берега Тарасйоки выше моста. Тут типа укрепленный пляжик (неукрепленный размыло бы). Места для стоянки нет. Встать или по крайней мере удобно развести костер можно на левом берегу выше моста, но там нет удобного входа в воду. Подход к воде, чтобы зачерпнуть - есть. Камни там. Перед и под мостом порог. Еще один порог чуть выше.
Обедаем, отмокаем, отпаиваемся, отдыхаем. Решаем не идти дальше грейдерами, а поскольку дорога по отчетам неинтересна, сделать срезку порядка 100 км на поезде. (Всё-таки, в силу иной причины: за последние два дня мы несколько поотстали от оптимистического варианта графика нашего движения, который, в случае его реализации предполагал петлю через оз.Толвоярви. Отчетов по участку Суоёки - Толвоярви - оз. Янисъярви по состоянию на 2003 год практически не было, а поэтому, уйдя на грунты мы рисковали лишиться времени на посещение Валаама. Места же в районе озера Толваярви как раз наоборот очень интересны - см. отчет о велопоходе по этим местам в июле 2005 года). Здесь останавливается раз в сутки (или в двое суток?), по расписанию в 23:20, поезд Костомукша - С-Петербург.
В 22:20 выдвигаемся на платформу ост.п. 22 км. Ест мошка. В первый и единственный раз за время всего похода! Поезд имеет привычку опаздывать. Что резонно - тут одноколейная ж/д, и если пустить в одном направлении достаточно длинный товарняк, который можно воткнуть целиком не на каждой станции, то встречные его будут ждать долго и упорно.
В 23:50 грузимся в поезд. Проводницы пытаются не понять юмора и высадить нас на следующей станции, но поход к начальнику поезда завершается штатным "пусть платят и едут". Едем до Суйстамо.
Около 03:00 выгружаемся в Суйстамо, полчаса возимся с погрузкой рюкзаков на байки.
Около 03:30 выезжаем в сторону оз. Янисъярви.
Около 05:00, через 10 км к северу от поселка Суйстамо окончательно обнаруживаем, что карта, похоже, врет, и дорога вдоль оз. Янисъярви на самом деле проходит отнюдь не рядом с озером. Другой дороги с километровыми столбами тут быть не может... Народу хочется спать и не хочется возвращаться в район Суйстамо, поэтому ночуем без воды.
День четвертый. 15 июля. Суйстамо (станция) оз. Андронино
Вследствие позднего засыпания встаем довольно поздно, в одиннадцатом часу. Зато вследствие отсутствия воды (какое-то количество ребятам все-таки удается набрать из какой-то лужи, на завтрак хватает) быстро (12:10) уезжаем.
Однако ехать по жаре никто не собирается - доезжаем до первого места, где есть вода, и встаем на обед. Вода оказывается в Суйстамоярви, прямо в пределах поселка. Тут у местных пляж, мы встаем рядом с ним, где лежит чья-то лодка. Купаемся на пляже, обед готовим на стоянке. Моемся, стираемся, чистимся, смазываемся, регулируемся. Мораль, извлеченная из процесса готовки обеда: если у вас дрова плохие, не поленитесь подвесить каны, иначе обед будет готовиться не долго, а очень долго.
Вообще место довольно приятное, однако поскольку пляж посещается жителями поселка, на ночь тут не встанешь.
Стартуем в 20:10. В Леппясюрья нас встречает участковый пограничник. Он сообщает, что до ноября нехороших нарушителей пограничного режима просто записывают и отпускают, с ноября будут штрафовать. Записывает Пашины паспортные данные. Сообщает, что дорога на Койриноя, по которой мы собирались ехать, сейчас местами завалена валившимся там лесом и хуже дороги на Леппясилта. Поскольку нам более-менее все равно, следуем его совету и едем в Леппясилта. В начале эта дорога действительно очень приятная малонаезженная лесная грунтовка (по дождям в паре мест будут довольно глубокие лужи), к середине (по въезде в Питкярантский район) она переходит в наезженную, но все равно вполне приличную дорогу. Тут сейчас валят лес. Маленькое озеро, обозначенное вплотную справа от дороги в 6 км от развилки на Койриноя на самом деле с дороги не видно. Вроде бы видели ручей, текущий из него, и дорогу направо. Поехали мимо.
В одном месте видели удивительно живописный участок среди скал. Долго любовались, несмотря на то, что нас жестоко грызли комары.
Оз. Андронино к дороге подходит вплотную, правда, всего в одном месте. Метров за 50-100 к северу по берегу от этого места хорошая стоянка, впрочем, на пару палаток, не больше. Явно используемая. Других приемлемых стоянок на берегах озера не видели, но однако и не исследовали особо. Путь от этого места по берегу заболоченный. Еще чуть севернее с дороги к озеру сворачивает грунтовка, которая приводит к пешеходному мостику рядом со стоянкой, лучше подходить по ней. Вход в воду на стоянке так себе, изначально был плохой, но те, кто ею пользуется, заботливо уложили в воду несколько больших камней. Тут сразу глубоко.
День пятый. 16 июля. оз. Андронино Импилахти Рюттю
Встали в 7:00. Перед завтраком Паша с Машей полезли на скалы фотографировать. Вернулись съеденные, но довольные. У Маши, правда, сели батарейки в аппарате. Жаль, самому посмотреть оттуда не удалось. Ну ладно.
Стартуем около 10:00. Хотели в 9, но фотографы вернулись для этого слишком поздно. В результате к тому моменту, как мы доезжаем до Леппясилта, солнце уже жарит вовсю, и мы решаем не искать водопады на Койринйоки, тем более что никто толком не знает, где именно они находятся. По слухам, очень живописные водопады, но то слухи не из первых рук. Ладно, едем в сторону Сортавалы.
Сворачиваем к Импилахти. Раньше дорога только тут и была, и в атласе только она и обозначена. Но недавно построили срезку мимо Импилахти.
Около 13:30 встаем на обед в ближайших окрестностях деревни Кирконкюля, возле Импилахти. Место - типа местный пляж. Пляж так себе, вход в воду - ил с мелкими камнями. Вода основательно сдобрена этим илом. Плавать можно, но поскольку вход плохой, плавают тут в основном дети. Взрослые предпочитают водку пьянствовать на берегу. Обед готовим на газу - дров тут нет.
Около 17:00 стартуем дальше вдоль Ладоги.
Питкярантский район - не пограничный, так что по дороге мы опять въезжаем в погранзону. Обещали КПП в Ляскеля, но ни там, ни на границе районов мы никого не обнаружили. Почти вдоль всего берега вход в воду такой же, как в Импилахти, а то и хуже. Приличный вход в воду только чуть не доезжая Кирьявалахти (прямо в конце этого участка дороги стоит указатель границы районов), где дорога подходит к озеру вплотную. Настолько вплотную, что машины тут не останавливаются, так что замечательный галечный пляж пустует, хотя рядом, у так себе входов в воду, машины толпятся довольно плотно. Обрыв метра 3 высотой, пляжик метров 10 в ширину, в воде метра два острые камни с мелким илом, затем под ногами неожиданно оказывается песок. Очень приятно.
И вообще место красивое, но встать тут на ночь - отдельный квест. Крутые склоны.
Мы, впрочем, тут вставать и не собираемся. Купаемся и перекусываем с 20 до 21, едем дальше.
Около 22:00 доехали до Рюттю, купили молока и в качестве простейшего варианта для поиска ночлега отправились на озеро, обозначенное южнее Рюттюярви по указанной местными тетушками дороге. Стоять там тоже негде, но поскольку мы уже устали, Маша в основном, то находим место с парой площадок с уклоном в пределах 10 градусов, и встаем.
Тут нас ожидало еще одно приключение. Когда мы уже поставили палатки и я собрался натянуть сушильную веревочку, я обнаружил, что полуупавшая сухая ель держится на верхних ветках тоненькой и тоже сухой елки, и если они решат рухнуть, то рухнут, скорее всего, сразу на обе палатки. Перспектива эта мне страшно не понравилась, и мы их аккуратно уронили туда, куда хотелось нам. Пашину палатку снимать (вернее, полуснимать) все-таки пришлось, мою - нет.
Костер вечером разводить не стали - нет приличного места, кроме площадок, где стоят палатки. Поужинали молоком с пряниками.
День шестой. 17 июля. Рюттю Рускеала Сортавала
Вышли около одиннадцати, да еще закупались молоком в Рюттю, в результате на трассе оказались только около двенадцати.
Поехали к водопадам на Тохманйоки. К 13:00 доехали до водопадов, и тут нам Паша сообщил, что чуть дальше есть рускеальские мраморные карьеры, и там вроде бы есть на что посмотреть. Чуть дальше - не смертельно даже по такой жаре, поехали. Действительно есть. Сначала мы добрались до карьера, в котором купаются местные, у них можно и дорогу узнать. Очень красивая зеленоватая прозрачная вода, прекрасный вход в воду, симпатичные берега. Правда, нет приличных дров и есть местные. Обедать можно, и рекомендуется, стоять ночью - не рекомендуется.
После обеда поехали на соседний карьер, бывший главный, ныне тоже затопленный. На него местные тоже знают дорогу. Залезли на обрыв и зависли на полчаса. Этот вид того стоит.
В 19:30 двинулись в Сортавалу. Около 20:00 добрались обратно до водопадов, полюбовались ими и искупались. Там стоянка для автотуристов, по выходным, говорят, там финны толпами. Но у нас день будний и вечер. Нет, стоянка не пустует, но и толпы, к счастью, нет.
К полуночи добираемся до Сортавалы. Селимся в гостиницу "Ладога". 4-местный номер на пятерых (полный номер плюс минимальная сумма за пятого) обходится суммарно меньше 500 рублей. Байки в номер пронести не разрешают, ставим на гостиничную автостоянку. Стоянка, впрочем, вменяемо охраняется, ставить туда байки не страшно. В образовавшейся с выяснением кутерьме забывают взять с нас денег за стоянку. Тоже хорошо.
Содержание и дизайн сайта - Павел Козлов. Copyright © 2004-2005.
Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у владельца.