На первую страницу раздела

Велопутешествие по Северному Кавказу

От Минвод до Краснодара

Минеральные воды. Пятигоск. Кисловодск. Перевал Гумбаши – Карачевск. Домбай. Алибек. Теберда. Туапсе – Джубга – Архипо-Осиповка – Пшада – Геленджик – Дивноморск – Джанхот. Горячий Ключ – Фанагорийская пещера – Краснодар

1 – 10 октября 2005 года

Перейти к полной версии отчета

Увеличенные фотографии на этой странице открываются в отдельном окне. Для ускорения и удобства просмотра, не закрывайте окно с увеличенной фотографией, тогда каждая следующая – будет отображаться в нем же. Перемещаться между окнами можно при помощи "мыши" или сочетания клавиш "Alt + Tab". Для корректной работы ссылок у Вас не должна быть включенной блокировка всплывающих окон.

Если Вы хотите просто посмотреть увеличенные фотографии, не "тыкая" постоянно по превьюшкам, то Вам сюда.


Подробные тех. данные маршрута можно посмотреть в конце отчета, район путешествия – по клику на превьюшке ниже (маршрут отмечен красным, города и поселки, посещенные нами, подчеркнуты – синим).

Все ссылки на расписания поездов / автобусов, приводимые по ходу отчета, открываются в том же окне, что и увеличенные фотографии.

Идея и подготовка: Павел Козлов.

Участники: Денис Лихачев, Светлана aka Svetik, Павел Козлов aka Гарвей.

Часть 1. Пятигорск
Часть 2. Кисловодск. Перевал Гумбаши – Карачаевск
Часть 3. Домбай. Алибек – Теберда
Часть 4. От Туапсе до Геленджика
Часть 5. Фанагорийская пещера – Горячий Ключ – Краснодар
Технические данные

Северный Кавказ манил и звал меня на протяжении последних пяти лет... Звал фотографиями друзей, песнями Визбора, Высоцкого и Городницкого, звал далекими воспоминаниями детства... И вот эта мечта неожиданно реализовалась :)

Ущелье реки Алибек Практически нереально описывать словами то, что удалось увидеть - сухим языком не передать того восторга, который охватывает все тело и душу в каждый миг соприкосновения с Кавказом. Горы - это, правда, некая иная реальность, переворачивающая и низвергающая все прочие доступные человеку переживания и ценности, сродни, разве что, ощущению полета... Только теперь я "кожей" прочувствовал смысл той избитой строки Высоцкого: "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал..." Кстати, после Урала этого ощущения не было: видимо, не та высота...

Осень в горах - особое чудо: склоны хребтов, обычно покрытые плотным зеленым ковром леса, в эту пору словно вышиты огненно-золотыми, багряными, пурпурными языками осеннего костра красок, вершины гор растворяются в молоке густого, недвижимого и почти осязаемого тумана, а нити водных потоков, как молнии, прорезают все это многоцветье бурлящей и пенящейся лавиной, теряясь в дремучих зарослях холодных и тенистых горных ущелий...

Часть 1. Пятигорск.

1-2 октября.     Минеральные воды – Пятигорск

В Минводы мы летели Аэрофлотом, а поскольку это был мой первый перелет с таким "негабаритным" багажем, то до момента посадки в самолет меня не покидало некоторое чувство тревоги, как оказалось, абсолютно напрасное: велосипеды у нас приняли без всяких задержек и доставили в целости и сохранности. В Шереметьево нас попросили "пропустить" байки сквозь транспортеры для досмотра, после чего мы упаковали их и сдали в багаж. Доплачивать пришлось лишь незначительную сумму за перевес (из расчета 50 руб. за кг).

Минводы нас встретили солнечной погодой, кучей таксистов, которые настойчиво пытались отвезти нас хоть куда-нибудь, и радостным фактом того, что электрички между Минводами, Пятигорском, Кисловодском и Ессентуками ходят не реже, чем раз в час. (Расписание и схему движения электричек и поездов можно посмотреть здесь (лист 1), здесь (лист 2) и здесь (лист 3)). Глаза осваивались с необычным пейзажем: редкие островки деревьев и кустарников посреди практически степной зоны и торчащиие, как маяки, на этом бескрайнем ровном пространстве горы: у Минвод нас встречала г. Змейка, за ней к Пятигорску - Развалка и Железная, и на подъезде к городу - Бештау.

По пути из Минвод в Пятигорск. Гора Змейка. По пути из Минвод в Пятигорск. Станция Бештау.

В нашем распоряжении было 9 дней, за которые мы планировали посетить, кроме района Кавминвод, еще и Домбай с Архызом, а также провести не менее 3 дней на побережье. Поэтому, несмотря на крайнюю близость друг к другу Минеральных вод, Пятигорска, Кисловодска и Ессентуков, решили не тратить время на переезды между населенными пунктами, а насколько возможно подробнеее познакомиться с самими городами.

В Пятигорске п совету Славы aka relies без проблем поселились с байками в гостинице Бештау за 1020 руб. за троих. Номер, правда, был так себе, но с "удобствами". В общем, идеальный номер бюджетного уровня.

Сразу же поехали на Машук. От основания канатки (с байками на нее не пускают) матрасно докатили до вершины на 50 минут (разница высот 500 метров). Вид оттуда - замечательный, правда тучки нам немного помешали, но это там обычное явление. Спуск - супер! Но разбиться в первый же день желания особого не было, а потому приходилось частенько выжимать тормоза. Больше пятидесяти мне разогнаться не удалось нигде - спуск весьма серпантинистый. Вечером (темнело в начале восьмого) пошлялись по городу и - спать!

Пятигорск. Вид с Машука на гору Бештау. Пятигорск. Машук. Дорога на вершину.

Утром отправились в курортную зону смотреть основные достопримечательности: Провал с его сероводородным озером, где Светик с Деном не преминули искупаться в горячем источнике, по дороге, наконец, увидели Эльбрус с машуковых склонов.

Пятигорск. Юго-западный склон Машука. Бульвар Гагарина. Вид на Эльбрус. Пятигорск. Провал. Из глубин "Провала". Пятигорск. Провал. Сероводородное озеро. Пятигорск. Провал. Сероводородное озеро. Пятигорск. Провал. Тоннель к сероводородному озеру Пятигорск. Провал.

Дальше - формально: Академическая галерея, Эолова Арфа, грот Лермотова (комментарий к этому месту, обнаруженный нами в одном из путеводителей: "Здесь бывал Лермонтов и не один..." :))), грот Дианы, Лермонтовская галерея, Оперный театр. Формально - это по списку, на самом же деле красоты все это было удивительной и уходить не хотелось совсем. Курортная зона застраивалась перед революцией частными владельцами и архитектура здесь очень привлекательна. В этих местах приятно гулять, не спеша разглядывая ажурные решетки домов и дизайн маленьких домиков. Не покидает ощущение курортного приморского городка... Пятигорск подробно можно осмотреть дня за 2, если пешком, то за 3. Но нас ждал Кисловодск...

Пятигорск. Бульвар Гагарина. Бывшие частные особняки. Пятигорск. Эолова арфа. Пятигорск. Грот Лермонтова. Пятигорск. Лермонтовская галерея. Пятигорск. Вид на город со скалы над гротом Дианы.

Ссылки на другие отчеты и сайты по району Кавказских Минеральных Вод

Часть 2. Кисловодск. Перевал Гумбаши – Карачаевск.

2-3 октября.     Кисловодск. Исток Подкумока – перевал Гумбаши – Нижняя Мара – Карачаевск

(Карта увеличивается по клику. "Вело"-участки обозначены синим пунктиром.)

Кисловодск нас встретил хорошей погодой, отсутствием мест в гостиницах и ломовыми ценами в тех из них, где места были. Местные жители нам посоветова метнуться на вокзал, где постоянно и круглогодично! дежурят бабушки, предлагая жилье. Так мы и сделали и мгновенно договорили с доброй бабой Катей о комнате на одну ночть за 500 руб. с троих. Это средняя цена. У нас был отдельный домик во дворе, со своей кухней, читой постелью и отдельными ключами.

Наскоро перекусив, поехали в Курортный парк. Прокатились на канатке (с байками не пускают), после этого направились к Долине Роз. Летом - это поистине завораживающее своей красотой и ароматом место, но и октябрьской порой смотрелось очень привлекательно. Напоследок заехали на Лермонтовский водопад, последний не впечатлил. Дениска предположил, что, возможно, здесь тоже бывал Лермонтов "и не один" :). В Кисловодске практически нет светофоров при том, что движение очень сильное и масса скоростных спусков и подъемов.

Кисловодск. Курортный парк. Кисловодск. Курортный парк. Канатка. Кисловодск. Курортный парк. Гора Красное Солнышко.

С утра сварили кукурузной каши (крупа эта потом сопровождала нас как символ нашей "походной жизни" до самого Геленджика) и поехали осматривать недосмотренное в Курортном парке. Курортный парк в Кисловодске - огромен. Он начинается от самого центра и сегментом тянется до городских окраин. Здесь много симпатичных местечек и аллеек. На фотографиях: Поляна роз, мостик "Дамский каприз", Зеркальный пруд. Попить нарзана в городе нам так и не удалось: Нарзанная галерея работает по расписанию, под которое мы никак не могли подстроиться.

Кисловодск. Курортный парк.  Поляна роз. Кисловодск. Курортный парк. Мостик "Дамский каприз".

В этот день мы должны были по-любому оказаться на Домбае, поэтому решили подброситься до перевала, а оттуда уже оторваться на скоростном спуске. Около полудня направились к рынку, где, как нам сказали, можно догоровиться о машине. Машину искали долго: несмотря на то, что расстояние всего километров 40 таксисты ломили цену от 800 руб. и выше. Наконец, когда начало уже одолевать отчаяние, договорились с мужиком на ВАЗе на 700 руб. Замечательно доехали, он всю дорогу рассказывал о Карачаево-Черкессии, специально остановил машину у нарзанного источника, а потом еще по пути, чтобы мы сфотографировались.

До Гумбаши наш водитель не доехал: километров за 5 до перевала у него закончился бензин. В общем, комментарии - в сторону, но как мы все потом были ему благодарны! С последних километров перед перевалом открываются просто неописуемые виды на Центральный Кавказский хребет, на соседниние вершины и хребты, да и сам подъем доставил первое востроженное чувство от единения с горами, с их запахами и бесконечной свободой.

Перевал Гумбаши Перевал Гумбаши. Вид на Центральный Кавказский хребет. Перевал Гумбаши

Дальше - спуск. Как в калейдоскопе пронеслись Верхняя и Нижняя Мара, ущелья и перелески, дорога петляла между горных выступов и уже после 55 рука сама тянулась к рычагам тормозов. Вот и Карачевск!

Нижняя Мара В нижнем течении р. Мары

Мы подъехали к самому отправлению автобуса на Теберду. Взяли билеты (по 40 руб.), запихнули байки в багажник, и вот уже около нас петляет Теберда, а ущелье лишь подернуто первыми нитями желтизны... Из Теберды мгновенно уезжаем за 300 руб. на Домбай, где за 800 руб. договариваемся с тетей Зоей о 2 ночевках. Вокруг - темнота: время 9 часов вечера. На Домбае начинается дождь...


Ссылки на другие отчеты по Кабардино-Балкарии:

(по Кисловодску см. в предыдущей части - "Пятигорск")

Домбай. Алибек. Теберда.

4-5 октября.     "Взятие" Белала-Кая :)) Алибекское ущеслье. Водопад на р. Сулахат. Алибекский ледник. Озеро Турье. Поселок Домбай – Теберда

Общую карту района Домбай - Теберда см. в предыдущем разделе или здесь. ("Вело"-участки обозначены синим пунктиром. Точка 3 - вдп. на р. Шумка.)

Подробная карта. Домбай. Алибек. Алибекское ущелье.Карта Алибекского ущелья увеличивается по клику. Прокомментированные участки обозначены точками.

Утро. Быстро завтракаем и уходим на Алибек. Компас с собой, но он нам не нужен: Ден, говорит, что дорогу помнит и ходил к леднику дважды. Идем, любуемся красотами, офигеваем от снежных сугробов на склонах "Алибека". Дорога становится хуже, теряется в речном кустарнике и мы решаем подняться вверх на "нормальную" дорогу, которая была на карте. В какой-то момент Денис, обуреваемый смутными предчуствиями, говорит нам подождать и уходит вверх. Я достаю карту, без компаса!!!, смотрю в нею и уверенно потаю туда, куда ушел Ден: по карте все верно: подъем метров 300 по отвесу - и мы у цели! Еще чуть чуть и мы выйдем к дороге! А склон все круче (60 градусов), а камни свисающие с него все крупнее, а попасть под такую десятитонную махину все неприятнее, а дождь льет все сильнее - наверху он, кажется со всех сторон на тебя обрушивается. Одно стало легче: бурелом, через который мы пробирались первые пол-часа, мало-помалу расчистился и карабкаться стало менее напряжно. Не знаю уж до каких вершин мы бы доползли, но когда противоположная сторона ущелья стала скрываться в облаках, а глаз уже не ловил сквозь туман высоту, на которой мы находились, я решил-таки достать компас! Приехали!!! Мы на склоне Белала-Кая, а глубоко под нами плещется и шумит не Алибек, а Аманауз!!! Ну, радости, блин, не было конца! Особенно потому, что дождь прекращаться не планировал, а насильно удерживать на Домбае друзей я не мог себе позволить... В общем, я уже мысленно попрощался и с Алибеком, и с его водопадом, и с ледником...

Прошлогодний снег у реки Аманауз

Вернулись домой. Пошли в кафе. Вернулись. Собрались вдвоем с Деном на Алибек: Светик почувствовала простуду. Времени уже было - около 14.00. Ден наотрез отказался ехать с велами. Меня же ломало тащиться до альплагеря пешком: время реально поджимало, а только до альплагеря было 4,5 км. Тут Ден обнаруживает пропажу телефона. Ну, чувства всех не описываю :( Звоним - связь есть, но никто не берет трубку. Понурые тащимся для "очистки совести" в кафе "Кристалл", и тут, О чудо!!, официантка возвращает пакет с телефоном, оставленный нами в кафе. У Дениса резко улучшается настроение. Он уже согласен ехать на байках! Собираемся и едем. По пути - удивительные картины Алибекского ущелья.

Проскакиеваем альплагерь, еще не вымокшие, но уже грязные. Дальше двигается по карте. Через 1 км ныкаем велы в лесу и идем пешком. Сначала на водопад, потом - к Турьему озеру. Карту смотри здесь. По моему ощущению сейчас тропа проходит несколько севернее, чем показано на карте и основная тропа к Турьему не идет через водопад. Развилка находится где-то в районе точки 3. На больщом дереве укреплены два хорошозаметных указателя ("на Турье" и "к водопаду"). В этом месте тропа к водопаду уходит влево вниз, а к Турьему - прямо вперед. Если пройти по последней еще немного (до конца поляны), то будет виден, а иногда и слышен водопад. До точки 3 нужно держаться основной тропы, идущей на запад и ни на какие мелкие отворотки не сходить. Точка 2 на карте - предположительно место, откуда полностью виден водопад. В любом случае, оно южнее реки Алибек. Дошли доэтого места полюбовались Сулахатским водопадом, фотографируя его сквозь потоки дождя.

Дальше мы возвратились к развилке (точка 3) и пошли по тропе на Турье. Тропа идет над ущельем Сулахата, угадавается не сразу, но однозначно и без развилок. Тропа везде (кроме курумников - нагромождений камней) утоптана, через кусты / дебри нигде не идет!!! (Так что ищите тропу только на "открытых" местах.) Слева открываются простры Алибекского ледника.

Водопад на реке Сулахат Алибекское ущелье Алибекский ледник

До точки 1 дошли без заморочек, перешли здесь по импровозированному мостику через Сулахат (в этом месте Сулахат стремительно теряет высоту, но это еще не водопад, только гигантская шивера), и тут я вновь начал готовоиться к тому, что на Турье мы не попадем (привязка к карте была лишь призрачная, а дождь уже вымочил нас полностью, к тому же мы начали замерзать. Фотик фактически не работал: сели батарейки и не показывал дисплей.)

Верховья Сулахата

Перед нами был хребет (тот, что на карте к Ю-З от точки 1, но мы этого еще не знали!!!). Забираемся на него, идем на Ю-З. Ледник совсем близко отчетливо видна черная грязь, накопившаяся на нем за лето, но туман такой, что все растворяется. Внизу под хребтом черная грязевая масса изо льда и черной пыли. Сухой одежды больше нет. Времени - 18.00. Скоро темнеет. Дениса пробрало: он идет вперед - ну меня в такие авантюры, понятно, не надо звать дважды. Идем не останавливаясь дальше по хребту. Тропа угадывается довольно четко, хоть я уже и не верю, что эта тропа - нужная. Периодически пытаемся фотографироваться. Тупим в сторону лединка: там густой туман, взгляд растворяется в нем безвозвратно, так можно стоять вечно. Паря над пропастью...

И тут Денис разворавивается в другию сторону и криком вырывает меня из забытья: за нами озеро Турье! Мы нашли его!! Мы на нем!!!!!!!!! Дальше - в обратный путь! Стало не на шутку темнеть! Мы - промокшие до нитки, но нам радостно и счастливо: мы сделали это, мы нашли его, смогли, были!!! До байков добираемся дрожа от холода. У меня запасная рубашка, но дождь такой, что пока переодеваюсь, она промокает тоже. Ден еле стоит от холода, а у меня какая-то фигня в велом. Отправляю его вперед, а сам разбираюсь. Все, готово! Вперед! В альплагере догоняю его. Дорогу развезло окончательно. Тормоза настолько в песке, что пользоваться ими - убивать обода сразу. Не пользуюсь, на крутых спусках иду пешком. В ущелье улетаю вперед. А дождь хлещет со всей силой. Около кладбища альпинистов Ден нагоняет меня, едем дожидаясь друг друга. И вот последний спуск и мы В Домбае. Не занося велы - в магазин, и к продавщице: "Девушка!!!! Водки!!! Хорошей!!! И закуску!!!!" Девчонка ошалело смотрит на нас: "Вы что? Купались что ли? Или провалились-куда???" Видимо ей было невдамек, что в такую погоду можно было попереться в горы :))

Озеро Турье

Пришли. Помылись - погрелись - полечились. Svetik приготовила замечательный ужин, сама, вроде, тоже оклималась. На утро дождь закончился. Но в Архыз Денис ехать уже не захотел, а поскольку идея эта была его, то к обеду спустились своим ходом в Теберду, заехав на Шумский водопад, и в 15.00 уехали автобусом в Невинномысск. В Теберде в очередной за это путешествие раз убедились в безумной открытости и щедрости кавказцев: Денис спросил женщину, ожидавшую автобуса, где в Теберде можно купить яблок, на что она тут же вытащила огромный пакет яблок из сумки и практически насильно впихнула его нам - не помогли никакие отказы, а потом еще достала конфеты и печенье, и это все нам тоже пришлось взять, столь искренне она обижалась на нащи попытки отказаться...

Тут же случилась еще одна забавная история: сидим на камнях у Тебербы, любуемся голубым цветом водных потоков и замечаем неподалеку двух рыбаков. Они постепенно приближаются, закидывая в то тут то там в воду свои незамысловатые удочки. У меня в мыслях проносится слабая оценка их снастей, но чуть позже завязывается разговор, из которого мы узнаем, что ищут они форель, а форель в это время прячется, в осномном, под камнями и вылезать ей оттуда сосем лениво, разве что прям перед ее носом окажется какая-нибудь еда, вот на такой момент рыбаки и расчитывают, а потому "проверяют" все русло реки. Дену показалось это очень интересным, и он стал живо интересоваться особенностями и повадками форели. Один из мужиков, обрадовавшийся новому собеседнику, подробно все рассказал и подытожил: форель - рыба очень умная и сильная: когда на нерест идет, берет водопад метров 60. Ден, видать, не совсем готов был к этой цифре и переспросил: метр шестьдесят? "Какой метр 60?" - воскликнул раздосадованный рыбак, - "ШЕСТЬДЕСЯТ МЕТРОВ!!!" Ден стоял спиной ко мне и лица его я видеть не мог, но, вероятно, на нем отразилось столь полное неверие, что мужик, уже почти обижаясь, воскликнул вновь: "Ну вот ты не веришь! Я тебе говорю: 60 метров берет! С ходу!!! Походит к водопаду и берет его!!! В прыжке! Очень сильная рыба! А ты мне не веришь! Вот по глазам вижу: не веришь! Я тебе говорю! Шестьдесят метров!" Дальше он стал нам со всем усердием объяснять как это у нее получается... Мы постарались скрыть свое недоверие, тем более, что веселила уже не сама цифра, а то, с каким усердием наш знакомый доказывал нам эту очевидную, но милую чушь :)) Мы согласились и через какое-то время потеряли их из виду, а на наших лицах еще долго оставалась улыбка от этой забавной встречи :))

Тебердинское ущелье. Тебердинское ущелье. Р. Теберда.

В Домбае легко узнать расписание автобусов из Теберды. Оно висит в гостиницах и магазинах. В Невинномысск приехали к семи. Три часа потратили на покупку билетов, катание по городку и ужин в местном кафе. В начале одиннадцатого загрузились без проблем в поезд и вырубились до самого Туапсе.

Ссылки на другие отчеты по Домбаю и Карачаево-Черкессии:

Часть 4. От Туапсе до Геленджика.

6-8 октября.     Туапсе – Ольгинка – Джубга – Архипо-Осиповка – Пшадский перевал – Михайловский перевал – Геленджик – Дивноморское – Джанхотский бор пицундской сосны – Джанхот Прасковеевка – мыс Идокопас (Скала "Парус") – Дивноморское. Геленджик

Карта маршрута по черноморскому поборежью. Туапсе - Геленджик. Горячий Ключ - Фанагорийская пещера.(Карта увеличивается по клику. "Вело"-участки обозначены синим пунктиром.)

Расписание движения электричек и поездов по станции Туапсе можно посмотреть здесь (лист 1), (лист 2), (лист 3) и здесь (лист 4)).

Ну, тут никаких особых приключений не было, а потому опишу коротко и концептуально. :)

Про море – тут и ребенок знает: на нем хорошо. То, что ребенок может не знать: оно соленое и на 6-8 октября теплое. По крайней мере, вылезать из воды не хотелось, а, находясь в ней, активно грести тоже было не обязательно: и так не замерзнешь :) Скажу для сравнения, что в даже в июле Ладога, да и другие карельские озера холоднее. Единственно, что создает маленький дискомф, так это то, что когда, наконец, решаешься вылезти из ласковой октябрьской водички, снаружи прохватывает холод от уже осеннего ветра, в остальном - exellent!

Про цены на жилье: в эти дни они составляли от 120 до 250 с человека за ночь. Это предполагало довольно приличную комнату с аккуратным общими на 3-4 комнаты санузлом и кухней. Но реально было найти и по-дешевле. Летом цены выше не более чем в 2 раза. На подъезде ко всем курортным городкам и поселкам крупные таблички с адресами и контактами "бюро по размещению отдыхающих".

Про дороги и трассу. Трасса от Туапсе на Геленджик на всем протяжении (кроме первых километров 20 от Туапсе - трехполосная и весьма комфортная. Загруженность ощущается только под Туапсе, дальше - ехать вполне приятно.) Двусот-, двухсот пятидесяти метровые перевальчики на море почему-то брались со значительно большим трудом чем 500-метровый взлет на Машук - наверное, потому что ехали с грузом :))

Про берег: от Туапсе до Джубги - сплошь платные пляжи, где их нет - берег сильно каменистый, подозреваю что и в этих местах летом от "дикарей" не протолкнуться. Архипка: пляж - галька, вход - б/п, Тоже самое относится и к Джанхону, и к Геленджику, и к Дивноморскому. На Идокопасе мне не понравилось по многим ощущениям, да и галечный пляж там очень короткий.

Итак, по порядку: из Туапсе выехали еще затемно, немного поплутав по городу, оказались на трассе. Первые км 10-12 мало того, что трасса узкая, она еще и с постоянными тягунами, причем на спусках из-за серпантинов и приличного траффика разогнаться невозможно. Ехать не очень приятно. Дальше - нормально. Искупались перед Ольгинкой, поехали дальше, искупались под Джубгой и в том же темпе – до Архипки.

На второй день был перегон до Геленджика. Посмотрели дольмены между Пшадой и Михайловским перевалом. В этом районе их много. Впечателение на меня произвело не сильное, да и какое-то странное ощущение новодела. Возможно я сильно ошибаюсь. В общем, в другой раз время на них я бы тратить не стал. В Геленджик приехали к вечеру. Прогулялись по набережной. Наблюдали чудесный закат.

От Архипки до Геленджика. Дольмены между Пшадой и Михайловским перевалом. От Архипки до Геленджика.  Впереди - Михайловский перевал. Набережная Геленджика

На следующий день с утра отправились налегке в Дивноморск, Джанхот и на Идокопас к скале "Парус". Бор пицундской сосны - удивительное по красоте место. Море здесь очень чистое и со скалистого берега хорошо видно дно. Попасть сюдя можно, если поехать из Дивноморского в Джанхот не по новой главной дороге, а по старой (на 2-хкилометровках она показана), или, проехав все Дивноморское до конца по новой дороге, свернуть за поселком направо на старую грунтовку (вторую по счету).

Мыс Идокопас. Скала "Парус".

В Геленджик вернулись затемно, но все, кажется, остались довольны.

Ссылки на другие отчеты по Краснодарскому краю

Часть 5. К Фанагорийской пещере.

9 октября.     Горячий ключ – Фанагорийское – Фанагорийская пещера – Горячий ключ – Аэропорт Краснодара

Общую карту района Горячего Ключа см. в предыдущем разделе или здесь. ("Вело"-участки обозначены синим пунктиром.)

Подробная карта. Горячий Ключ. Фанагорийская пещера.(Карта "от Горячего Ключа к Фанагорийской пещере" увеличивается по клику. Прокомментированные участки обозначены точками.)

В Горячий ключ приехали автобусом из Геленджика (новый автовокзал). Расписание автобусов с автовокзала Геленджика можно посмотреть здесь. В течение часа определились с жильем, потом долго тормозили и около 14.00 выехали в направлении к пещере. Это было импровизированное путешествие, в том смысле что в Москве я не планировал сюда заезжать и, пожалуй, кроме названия, никакой информацией о пещере не располагал. В Фанагорийском узнали, что до самой пещеры еще пилить и пилить. Про дорогу: как проехать от Фанагорийского смотрите здесь. То есть, от Фанагорийского по той дороге, по которой приехали из Ключа, едем через все село, никуда не сворачивая и дальше 6 км (м.б. - 5) пилим по прямой. На этих 6 км нам встретится всего одно крупная развилка (см. карту), на ней мы продолжаем движение прямо. Еще на этом пути встретятся два мелких брода (вот они-то на карте не показаны :))). Через 6 км (точка 2) отворотка влево вниз. Нам сюда. Метров через 30 после поворота страва увидите старый деревянный мост. Наша дорога пересекат речку через брод, метрах в 20 левее моста. Дальше по этой дороге, никуда не сворачивая, около 7,8 км (по велокомпьютеру) до точки 1 (см. карту). Здесь дорога выйдет на поляну, которую пересекаем в направлении перпендикулярном дороге, переходим не меняя направления через крупный ручей по камням. Перед нами - короткое ущелье. От места перехода через ручей поднимаемся по правому склону ущелья резко вверх и метров через 25 видим вход в пещеру.

В Фанагорийском Ден неуверенно спросил: Паш, а мы в необорудованную пещеру полезем? Я в тот момент замял тему, не желая сеять разногласия в наши ряды, но про себя подумал: "Блин, если найдем, ну что ж мы смотреть что ль на нее будем???" Здесь же, не успел я еще снять фару со своего байка, как Ден уже пропал в тайнственной глубине черной дыры... Поколдовав над моим умирающим фонариком и заставив его еще немного поработать, направились вперед по извилистым корридорам...

Только после получаса пребывания в пещере Ден, насытившись ощущением экстрима, предложил идти обратно. Я-то уже знал, что на улице нас будет ждать темнота...

В быстром темпе вылезли из пещеры и покатили в обратный путь. О том, что вымазались мы по самое "не хочу", пока добрались до Фанагорийского, рассказывать я не буду: кто ездил на байке по грунтовке, развезенной после недели проливных дождей - представит сам.

Ссылки на другие отчеты по Фанагорийской пещере

В Фанагорийском добрые краснодарцы на джипе ускорили наше возвращение, подкинув уставшего Svetik-а до Горячего Ключа, мы же с Деном, уже вдвоем, в быстром темпе покрутили своим ходом. Около 22.30 приехали. Перекусили куриным супчиком и вырубились до шести утра. На утро в великолепных лучах горячеключевского восхода отправились до аэропорта, куда докрутили по комфортной трассе за 2 часа 45 минут.

С погрузкой байков в самолет не было никаких проблем. Самолет вылетел и прилетел во время. Получили багаж, порощались и разъехались по домам :)) Обратно ехали через ленинградскую ж-д., что не менее удобно, чем через Лобню.

Спасибо всем за компанию и поддержку! Ден, ну а тебе – grand special respect за весь Алибек и Турье озеро, в частности, и за то, что поддержал всю эту северокавказскую авантюру – без твоей поддержки не писал бы я сейчас этих строк, а грустно тупил бы в карту... :)))

Также хочу выразить огромную благодарность создателям сайтов http://budetinteresno.narod.ru и http://www.skitalets.ru за уникальные web-ресурсы с информацией о Северном Кавказе.

Технические данные

Дата Маршрут КМ Покрытие, примечания
( ~ )  
1 1.10 Аэропорт Минвод – ж-д. вокзал Минвод. Пятигорк. г. Машук. 35 Асфальт
2 2.10 Пятигорск. Кисловодск. 30 Асфальт. По городу.
3 3.10 Кисловодск. Перевал Гумбаши – Карачаевск. Домбай. 55 Асфальт.
4 4.10 Домбай – Аманауз – обратно. Домбай – оз.Турье – обратно. 23
Домбай – Аманауз - обратно. 6 Грунт. Пешком.
Домбай – альплагерь Алибек – оз. Турье – обратно. 17 Грейдер. Грунт. 7 - пешком.
 
5 5.10 Домбай – Теберда. Невинномысск. 33 Асфальт
6 6.10 Туапсе – Ольгинка – Джубга – Архипо-Осиповка 80 Асфальт
7 7.10 Архипо-Осиповка – Пшадский перевал – Михайловский перевал – Геленджик 70 Асфальт
8 8.10 Геленджик – Дивноморское – Джанхотский бор пицундской сосны – Джанхот – м. Идокопас – Дивноморское 75 Преимущественно асфальт
9 9.10 Горячий Ключ – Фанагорийское – Фанагорийская пещера – обратно 80 16 - мокрый и разъзженный грунт, 14 - грейдер, остальное - асфальт. Из 80 много накрутили по самому Горячему Ключу.
10 10.10 Горячий Ключ – Адыгейск – Аэропорт Краснодара 56 Асфальт.
  ИТОГО за 10 дней (по велокомпьютеру): 537  


Схема маршрута

(увеличивается по клику)

Участки веломаршрута помечены красной полосой, узловые населенные пункты подчеркнуты синим. Места ночевок: Пятигорск, Кисловодстк, Домбай, Архипо-Осиповка, Геленджик, Горячий Ключ.

Бюджет путешествия в расчете на 1 участника:

Авиабилеты (Москва - Минводы) + (Краснодар - Москва):

Проживание всего за 8 ночевок: 1300 руб.

Такси: 350 руб.

Поезд, электрички, автобусы: 700 руб.

Питание всего за 9 дней (1 раз в день полноценный обед в кафе, остальное - у хозяев или перекусы): 2300 руб.

Ссылки на другие отчеты по этому району:

Есть вопросы? - Пишите!

К полной версии отчета
В Походы & путешествия
На первую страницу фотоальбома
На главную
Hosted by uCoz