Велопутешествие по Южной Карелии

Кондопога – Юрюзань – вдп. Кивач – Петрозеро – Спасская Губа – пос. Вохтозеро – Суоёки (берег Тарасийоки) – Суйстамо (станция) – оз. Андронино – Импилахти – Рюттю – Рускеала – Сортавала – О. Валаам – Элисенваара – Куркиёки – Хийтола – Выборг

12 - 21 июля 2003 года. Велопоход 2 к.с.

Автор отчета – Артем Чуприна.
Подробные тех. данные маршрута см. в конце отчета.

Мои комментарии добавлены в тексте зеленым цветом.

Пролистать все фотографии
отчета подряд можно здесь
Часть 1. Собственно, походная.   Кондопога – вдп. Кивач – Спасская Губа – Суоёки (берег Тарасийоки) – ст. Суйстамо – Импилахти – Сортавала
Часть 2. Экскурсионная.   Сортавала – о. Валаам – Выборг

Часть 2. Познавательно-отдыхательная.   Сортавала – о. Валаам – Выборг

День седьмой. 18 июля. Сортавала – О. Валаам

В 10:00 отправляемся в экспедицию за батарейками для безутешной вот уже двое суток Маши. Маша настолько безутешна, что ухитряется не заметить нужный отдел в магазине. Со второй попытки ей демонстрируют нужные ей батарейки, и она, счастливая, начинает фотографировать.

К одиннадцати не без труда находим вменяемое кафе и завтракаем там. Кафе настолько вменяемое, что тут же мы и обедаем перед отъездом на Валаам.

После завтрака (это уже около 12:00 находим на пристани паломнический корабль "Игумен Дамаскин", отправляющийся на Валаам в 17:00. И раньше, видимо, ничего. То есть с утра, часов в девять, можно было бы, но без батареек для Машиного фотоаппарата мы бы не поехали.

Свободное время используем для катания по городу. Объехали все достаточно старые здания и зашли в музей. В гостинице позволили выселиться не в штатные 12, а в 16 часов.

Настоятельно рекомендуется, если есть возможность, хотя бы один раз ехать на Валаам на таком вот неспешном корабле (он идет часа три) с обзором с открытой палубы, а не на "Ракете". Зрелище того, как Валаам постепенно открывается перед кораблем, идущим в Монастырскую бухту, на "Ракете" недоступно.

Проезд до острова 150 рублей с человека, на острове кассирше. За байки экипаж положил себе в карман, 50 рублей за все пять.

Сняли комнату в поселке. 150 рублей с человека.

Ночью Паша, Маша и я катались к Никольскому скиту и смотрели с берега на послезакатное (к закату не успели) небо. Здорово.

День восьмой. 19 июля. О. Валаам

Катаемся по Валааму. Успеваем довольно мало. Впрочем, весь северо-западный сегмент. Едем к скиту Всех Святых. Отсюда собираемся вдоль берега попасть на Скалистый берег, но на нужную тропинку попадаем только с третьего раза, методом "перелет - недолет". "Недолет" приводит нас к реставрируемому Смоленскому скиту, что тоже неплохо, но время теряем. На третий раз Сусаниным работаю уже я, и мы наконец попадаем на нужную дорогу. Дорога пешеходная, используется сейчас мало, обозначенные на карте мосты разрушены, но впрочем, необходимости в них нет. Периодически тропинку пересекают упавшие деревья, часть приходится перелезать.

Дороги, как водится, идут немного не так, как на карте, так что до Гефсиманского скита мы добираемся несколько кружным путем. Успеваем доехать до Никоновской пристани и Воскресенского скита, после чего возвращаемся в поселок, на юго-западные берега уже не остается времени.

На пристани выясняем, что уехать можно будет в 20:45 на "Ракете", около часа проводим вокруг сувениров, некоторое их количество даже покупаем. Обедаем и часам к семи вечера идем в монастырь. Около монастыря обнаруживаем старые полуразбитые склепы... Удержаться от того,чтобы не залезть туда- не удается :)) Именно в этот момент Маша шутя нажала кнопку фотоаппарата...

Не знаю, меня не очень впечатлило. Впечатлило только то, как он открывался при подъезде к острову. Силуэт колокольни видно километров за 20.

Около 21:00, поуговаривав экипаж таки взять байки на борт, отправляемся обратно в Сортавалу. И чего выпендриваются? Пара байков, прихваченная к поручню на верхней палубе замком и резинкой от эспандера, стоит всю дорогу как влитая. Те же 150 рублей с человека, но на этот раз экипаж берет по 50 рублей за каждый байк. Нехорошие человеки.

"Ракета" зато идет быстро, и в 22:30 мы уже заселяемся все в ту же "Ладогу" в тот же номер. Номер, правда, забронирован, но до полуночи остается полтора часа, и администратор по собственной инициативе селит нас туда. На этот раз все формальности проходят гораздо быстрее - администратор пользуется нашими позавчерашними анкетами. Зато на этот раз не забывают взять денег за стоянку. За 5 байков берут как за 2 машины. Сражаться за 31 рубль (чтобы взяли как за одну машину) мы не стали.

День девятый. 20 июля. Сортавала – Элисенваара – Куркиёки – Хийтола

В 5:17 поезд Сортавала-Кузнечное. Единственный приемлемый. Своим ходом до Кузнечного 120 км, и мы никак не успеем сегодня к вечеру в Питер. Паша - диверсант. Уже когда я покупаю билеты, прилетает и заявляет, что два надо брать до Элисенваара. Спрашиваю, кто, куда и зачем. Говорит, что он и Маша, в Куркиёки, потом своим ходом до Кузнечного. Посылаю, говорю, что я тоже так хочу. Улетает, прилетает через минуту с заявлением "пять до Элисенваары". Ладно, пять так пять. Берем.

Уже когда подали к посадке поезд, диверсант совращает Машу дальше - они сдают билеты, добавляют день и едут в Выборг. Если получится. В поезде продолжает совращение остальных. В результате Витя доплачивает и едет до Кузнечного, остальные выходят в Элисенвааре и тоже собираются в Выборг.

В Элисенвааре сдать билеты не удается, но удается узнать, что по выходным в 13:26 идет поезд на Выборг. Сегодня воскресенье, нам очень повезло. Других поездов отсюда ни на Кузнечное, ни на Выборг днем и вечером нет. Не знаю как из Хийтолы.

В 7:30 стартуем из Элисенваары в Куркиёки. Грейдер. 15 км. Довольно много, но не смертельно, "стиральной доски". Трафика поутру почти нет, ночным дождем прибило пыть, ехать, если не считать элементов "стиральной доски", сплошное удовольствие. Очень красивые места. Ну, очень красивые места, были именно в районе Куркиёкского залива, о чем справедливо отмечают все справочники и отчеты по Южной Карелии. Судите сами по фотографиям, сделанным вблизи поселка Куркиёки.

9:00. Куркиёки. Обнаруживаем местный частный музей. Единственный в Карелии дом, построенный Ларсом Сонком, известным финским архитектором. 1914. Построен для двоюродного брата, смотрителя местной сельскохозяйственной школы. Владелица, зовут Лидией, отчество не запомнил, пенсионерка, купила его, когда он продавался на дрова. С ныне покойным мужем начали реставрировать, сейчас продолжает уже одна. Там же и живет. Весьма интересен не только дом, но и весь ансамбль - Сонк был большим специалистом не только по тому, как построить, но и по тому, где построить, и как соединить здание с окружающей природой. В начале 20 века финны вообще этим славились. Денег у хозяйки, естественно, сами понимаете, на нужды реставрации она принимает постояльцев. Так что если в тех краях застанет ночь, можно воспользоваться этим домом как гостиницей. Экскурсия, которую нам провела хозяйка, для частного музея и 10 рублей с человека очень неплоха.

В половине одиннадцатого лезем на гору, где была крепость Кронборг. От крепости не осталось ничего, но зато во времена постройки Сонком дома кто-то из его друзей, известный биолог, засадил ее некоторым количеством разных деревьев и кустарников (около 50, если я правильно помню, видов).

В 11:50 наконец собрались перекусить, а в 12:20 рванули в Хийтолу - время уже поджимает. Мрачно. 13 км, убедительнейшая "стиральная доска", песок, жара, трафик, поднимающий этот песок в воздух... За 1-2 км до Хийтолы начинается асфальт, так что на поезд мы успеваем без особого труда. Впрочем, 15-20 км от Элисенваара до Хийтолы поезд идет по расписанию 26 минут, хотя там всего одна остановка посредине, так что у нас даже запасец некоторый образуется. В 13:52 он тут.

Здесь, собственно, "официальная" и запланированная изначально часть нашего путешествия была окончена. Впереди нас ждал "незапланированный" Выборг...

Тащится он, скажу я вам... Впрочем, он пустой, так что можно и поспать.

Около 18:00 прибываем в Выборг. Селимся в гостинице на списанном теплоходе "Короленко", это рядом с вокзалом. 250 рублей с человека. Номерами работают каюты, просторностью они не отличаются, но 4 байка в свою мы утрамбовать сумели, и даже для нас место осталось.

Особенно поразил местный душ. Отдельного помещения для обуви и одежды, и даже шторки, в нем не предусмотрено. Спасибо, хоть есть вешалки и стул. Более того, по невысокой воде корабль кренится на тот борт, где у душа вход, а слив у него по противоположному борту. В результате к окончанию мытья у входа скапливается сантиметров пять воды. Так что оставление обуви на полу рекомендуется иметь в виду. Вымывшись и выключив воду, берешь стоящую тут же щетку и сгоняешь воду в слив. Потом одеваешься, обуваешься и выходишь... Брать деньги за пользование таким душем у администрации наглости, видимо, не хватает. Что радует на фоне.

Рядом с вокзалом есть вполне вменяемая столовая (мы в ней обедали на следующий день), но работает 8-19.

С 20 до 23 катались по городу - по центру и вокруг замка.

День десятый. 21 июля. Выборг

Проснулись не рано. Готовили на завтрак овсянку. На горелке. На набережной рядом с гостиницей. Паша порывался прямо в номере, но я настоял и был поддержан Машей. Нафиг там такую развлекуху, все сплошь сухое дерево, пластик и ткань, в тесноте, где то и дело что-нибудь цепляешь и оно падает.

Тут не разрешили держать номер до пяти, но разрешили сложить вещи в тихое место.

К 12:00, собрав рюкзаки и сложив их в тихое место, выезжаем в парк Монрепо. Очень красивый парк. Барони Николаи знали толк в парках... С удовольствием побываю там еще раз, чтобы забраться подальше. Опять не хватает времени.

К 14:30 возвращаемся в Выборг. Музей не работает (понедельник - выходной), и пожалуй, к лучшему - времени на него нет. На башню, однако, пускают, и мы туда лезем. Виды оттуда... Путь в башню ведет через один из залов музея - финская часть истории Выборга. 1941-1944 годы представлены в фотографиях, в терминах "освобождения".

Еще катаемся по городу. Фотографы фотографируют.

Более подробный рассказ о Выборге и фотографии города можно посмотреть по этой ссылке.

В 16:50 стремительно обедаем в привокзальной столовой, и как обычно с Пашей, еле успеваем на питерскую электричку в 17:34.

В 20:05 прибываем в Питер. Неторопливо переезжаем с Финляндского вокзала на Московский. По дороге пьем кофе в "Идеальной чашке" и как обычно, с трудом успеваем на поезд. В спешке погрузки я таки посеял очки. Благо они только солнцезащитные - зрение у меня нормальное. В поезде еще добрых полчаса утрамбовываем байки на багажную полку купейного вагона. Уф.

Маршрут

Итого по велокомпьютеру 506.32 км.

(курвиметром по двухкилометровке, итоги за день - еще и по велокомпьютеру)

Участок

Покрытие

км

07/12 78 км по карте, 83 по компьютеру

Кондопога (вокзал) - дер. Кондопога (церковь)

асфальт

8

дер. Кондопога (церковь) - Кондопога (центр)

асфальт

6

Кондопога - вдп. Кивач

асфальт

27

вдп. Кивач - съезд к Тюппеге

асфальт

36

съезд к Тюппеге - берег Пертозера

грунт

3

07/13 53 км по карте, 65 по компьютеру

берег Пертозера - выезд на дорогу

грунт

2

выезд на дорогу - Спасская Губа

асфальт

22

Спасская Губа - оз. Насоновское

асфальт

29

07/14 68 км по карте, 75 по компьютеру

оз. Насоновское - пос. Вохтозеро

асфальт

7

пос. Вохтозеро - ур. Мулдусельга

грейдер (в тени)

27

ур. Мулдусельга - пов. на Суоёки (СЗ от оз. Гюбия)

грейдер (на солнце, песок)

11

пов. на Суоёки - Суоёки (берег Тарасйоки)

грейдер (на солнце)

6

Суоёки (берег Тарасйоки) - Суоёки (пл. 22 км)

грейдер (в поселке, песок)

2

Суоёки - Суйстамо (станция)

поезд

0

Суйстамо (станция) - ночлег

грейдер (на солнце)

15

07/15 40 км по карте, 44 по компьютеру

ночлег - оз. Суйстамоярви

грейдер (на солнце)

10

оз. Суйстамоярви - Леппясюрья

грейдер (на солнце)

16

Леппясюрья - оз. Андронино

скоростной грунт, грейдер (в тени)

14

07/16 64 км по карте, 73 по компьютеру

оз. Андронино - Леппясилта

грейдер (в тени)

10

Леппясилта - Импилахти

асфальт

6

Импилахти - Кирконкюля

грунт

2

Кирконкюля - Импилахти

грунт

2

Импилахти - Кирьявалахти

асфальт

28

Кирьявалахти - Рюттю

асфальт

14

Рюттю - озеро

грунт (лес)

2

07/17 52 км по карте, 52.5 по компьютеру

озеро - Рюттю

грунт (лес)

2

Рюттю - Рускеала

асфальт

15

Рускеала - карьер

грунт

2

карьер - Рускеала

грунт

2

Рускеала - Сортавала

асфальт

31

07/18 17.3 км по компьютеру

катание по Сортавале

асфальт

?

подъем в поселок на Валааме

грунт

0.6

07/19 13 км по карте, 20 по компьютеру

катание по Валааму

грунт

13

07/20 31+? км по карте, 53.5 по компьютеру

Сортавала - Элисенваара

поезд

0

Элисенваара - Куркиёки

грейдер

15

Куркиёки - Хийтола

грейдер (песок, "стиральная доска")

16

Хийтола - Выборг

поезд

0

катание по Куркиёки и Выборгу

разное

?

07/21 24 км по компьютеру

катание по Выборгу

асфальт, грунт

?

Выборг - Питер

поезд

0

переезд с Финляндского на Московский вокзал

город

?




Спасибо Артему Чуприна за подробный отчет!

Отдельное спасибо Маше Стариковской, за фотографии и неустанную заботу о группе на протяжении всего похода! :))

Спасибо всем участникам нашей группы за взаимопонимание и поддержку!

На первую страницу отчета
В Походы & путешествия
На первую страницу фотоальбома
На главную

Содержание и дизайн сайта - Павел Козлов. Copyright © 2004-2005.

Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у владельца.

Hosted by uCoz