Путешествие по Соловецким островам

2 – 8 сентября 2000 года

Увеличенные фотографии на этой странице открываются в отдельном окне. Для удобного просмотра кликните по любой фотографии в отчете и расположите вновь открывшееся окно справа от текущего, параллельно ему. После этого при клике по "превьюшке" новые увеличенные изображения будут открываться в правом окне.

В рассказе использованы отдельные фотографии,
сделанные Николаем Смысловым.

1 сентября, а вернее 2-ого, в час ночи мы отправились мурманским поездом до станции Кемь. Путешествие на Соловки, а ехали мы именно туда, замутил Коля Смыслов, но сам он не поехал (при этом долго всех убеждал, что он простыл и заболел), а потому, вместо планируемых семи человек в поездку отправилось только четверо.

До Кеми мы ехали вчетвером в двух купе, поскольку Николай сдал свой, Димы Ватолина и Людмилин билеты часов за шесть до отправления поезда, то места просто не успели распродать. В Кеми пришлось ждать до утра первого автобуса, а плавающая раскорячка завелась в порту около часа дня. На Соловки мы приплыли при хорошей погоде около четырех часов и в этот день успели только прогуляться вокруг монастыря. Гостиница, где мы поселились, была небольшая, но рядом с пристанью и монастырем. Это оказалось весьма удобным. Место в трехместном номере, очень приличном и светлом, но лишь с одной розеткой (это был его единственный недостаток) обошлось в 90 рублей в сутки. Правда, питание в гостиничной столовой (кто мог себе это позволить) обходилось в 200 руб. в сутки. Душ с теплой водой на полчаса стоил 20 руб., так что условия вполне нормальные. У местных, говорят, проживание стоило 40 рублей в сутки с человека.

На второй день с утра был дождь, и мы пошли на дамбу. Я впервые увидел природу Соловков. Это потрясающе. Сочетание низкорослых ягодных кустарников с ярко-красными плодами брусники и серых, поросших мхами валунов поражает глаз. На Соловках было самое начало золотой осени. В те минуты и часы, когда солнце выходило из-за туч, лес мгновенно преображался и начинал играть цветами молодой осени. В средней полосе такие картины можно наблюдать в начале октября, когда случаются первые ночные заморозки, а к утру лес "отходит" и начинает дышать отогретой влагой.

Само сооружение дамбы описывать не имеет смысла, это надо видеть. Дамба была построена монахами в XVIII веке.

На третий день, во вторник мы отправились в путешествие по соловецким озерам. Скажу только, что побывать на Соловках, и не поплавать здесь на лодках – это потерянное время и неполученное удовольствие. Тишина, спокойствие и уют озер, узость каналов, оригинальность мостков, живописность берегов, да плюс хорошие и прочные лодки – все это делает путешествие незабываемым. Каналы, соединяющие внутренние озера Большого Соловецкого острова были проложены монахами с целью обеспечения связи с удаленными районами острова, где тоже селились монахи. Иных способов связи быть не могло, поскольку леса здесь и по сей день наполнены глубоким слоем непроходимого мха, передвигаться по которому абсолютно нереально. К сожалению, мы не попали к основной цели нашего водного путешествия – церкви на Секирной горе: мы потеряли карту и не смогли сориентироваться, но это нас ни мало не расстроило, ведь все решили, что обязательно снова вернутся на Соловки.

Четвертый день мы провели исследуя и осматривая монастырь, который представляет интерес не только оригинальностью конструкции: в основе монастыря стены, выложенные булыжником, а вернее валунами, в монастыре функционировала собственная электростанция и водопровод.

На пятый день мы отправились обратно – у Андрея и Дениса закончились деньги. Консервная банка, обещавшая отвезти нас на материк, отходила в пять утра. Поэтому, когда я проснулся от стука в дверь, то сразу же крикнул "Спасибо!", решив, что это кто-то из заботливой обслуги. Однако, в комнату с криком "Нас предали!" ворвался Андрей. "Сейчас пол шестого, катер ушел пол-часа назад, эти сволочи нас не разбудили!" – продолжал кричать он, с таким видом, будто с этого момента в течение ближайшего сезона на материк больше не пойдет ни одного судна.

Вскоре мы узнали, что следующая консервная банка поплывет в Кемь не далее, чем через шесть часов. Это вернуло Андрея в бодрое расположение духа, и все улеглись спать дальше, тем более что на улице шел дождь. Вообще, в сентябре погода на Соловках по нескольку раз в день может меняться с дождливой на солнечную.

В третьем часу дня в четверг мы были уже в Кеми. Почти моментально подошел Питерский поезд (московские уходят с утра) и мы поехали. Но как! До самого Питера мы ехали вчетвером в отдельном плацкартном вагоне (!!!), в котором всю дорогу была горячая вода! Вот так плацкарт! Одно купе мы оставили под холодильник, открыв там окно, другое – под столовую, третье под комнату отдыха, четвертое – было спальней, в остальных купе можно было спокойно играть в прятки, а на остановках заботливая проводница (поезд был пассажирским) предлагала нам прогуляться.

В Походы & путешествия
На первую страницу фотоальбома
На главную

Содержание и дизайн сайта - Павел Козлов. Copyright © 2004-2005.

Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у владельца.

Hosted by uCoz